Использование в итоговом сочинении литературного материала и историко-культурного контекста Е.А. Гингель, доцент кафедры филологического образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
Литературный материал – художественные произведения из отечественной или мировой литературы, – произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), – художественно-публицистические произведения, – нехудожественная литература: литература нон- фикшен (научно-популярные книги, биографии, дневники, мемуары и т.д.), – другие литературные источники
Худ. произведения могут рассматриваться в различных аспектах: – литературное произведение как целое и его структурные элементы; – литературное произведение и действительность; – литературное произведение и сознание художника (его ми роощущение, мировоззрение); – литературное произведение и творчество писателя в целом; – литературное произведение и литературный процесс в историко-литературном плане (литературное направление, предшественники, современники, наследники); – литературное произведение и его восприятие читающей публикой в разные исторические эпохи.
Отбор литературного материала определяют: тема, цель, основная мысль сочинения, тезис в рассуждении
Приемы использования литературного материала – элементы смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры); – комплексный анализ художественного текста в единстве формы и содержания; – анализ эпизода из произведения; – сравнение и параллели между разными произведениями или образами в рамках одной темы; – обзор нескольких произведений; – ссылка на произведение, общее высказывание по поводу художественного произведения; – цитирование
Распространенные ошибки: – подмена анализа литературных произведений их подробным пересказом, многочисленными цитатами, повторами. – отсылка к произведению, когда художественное произведение упоминается, но не является опорой для рассуждения – незнание художественного произведения, ведущее к фактическим ошибкам: неточному изложению черт характера литературных героев, особенностей взаимоотношений между персонажами, отношения автора к героям и к поднятым проблемам
Приемы использования литературного материала Тематика одних сочинений требует обращения к анализу произведения в целом. В других сочинениях следует обратиться к литературным героям, эпизодам.
В рассуждении ученик может: а) дать оценку всего произведения Произведение о войне, которое Вас взволновало, Какое произведение (автор) произвело на Вас самое сильное впечатление? Какие произведения Вы бы посоветовали прочитать другу? б) провести анализ нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в произведении Какие поднятые (автор) проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям)
Обращаясь к литературным героям, необходимо определить, какие эпизоды, ситуации следует взять, какие черты характера героев имеют первостепенное значение в раскрытии темы и доказательстве тезиса. особое внимание следует обратить на поступки, на речь героя, на отношение и высказывания о нем автора или других действующих лиц, показать свое отношение к созданному писателем художественному образу.
Анализ отдельной сцены, эпизода Эпизод играет немаловажную роль в понимании характеров персонажей, в их оценке, очень точно характеризует их. Следует обстоятельно остановиться на деталях, с помощью которых писатель раскрывает характеры и поведение героев
Анализ художественного произведения в контексте творчества писателя Анализ произведения в контексте творчества писателя или одного из этапов его творческого пути предполагает: выявление связи отдельных элементов текста (темы, образов, способов выражения авторской позиции) с художественным целым, исследование отдельного произведения в его связи с другими произведениями, осмысление места произведения в художественной системе автора
При подготовке к сочинению рекомендуется: - подобрать к предложенным темам наиболее убедительные литературные аргументы, - выбрать из подобранных литературных аргументов те, которые наиболее точно соответствуют теме и тезису, - использовать в качестве аргументов небольшие по объёму произведения из современной русской и зарубежной литературы, на примере которых можно раскрыть несколько направлений
Историко-культурный контекст Под контекстом (фр. contexte - «тесная связь, сплетение») понимается вся совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но в то же время внеположных ему. Различают: литературный, исторический, биографический контексты
Историко-культурный контекст Литературный контекст – включенность произведения в творчество писателя, в систему литературных направлений и течений. Возможно привлечение и более широкого литературного контекста: творчества предшественников и современников данного автора.
Историко-культурный контекст Исторический контекст – особенности социально-политической обстановки в эпоху создания произведения. Если в тематике произведения конкретно- исторические аспекты являются важными, тогда и может возникнуть необходимость обращения к нему.
Историко-культурный контекст Биографический контекст – факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, обстоятельства работы писателя над произведением, а также его вне художественные высказывания или высказывания других писателей.
Типичные недостатки в привлечении контекста Подчинение материала доказательству выдвинутой вами идеи, основных положений работы придает изложению цельный и последовательный характер. Но стоит, забыв об идее, увлечься материалом, как в сочинении появляются факты и сведения, которые не работают на идею, не служат ей, отвлекают от главного направления, становятся лишними. Особенно часто это бывает в работах, написанных без предварительно составленного плана. Авторы сочинений, случается, увлекаются перечислением фактов, высказываний писателей и общественных деятелей, вследствие чего забывается главная цель работы – проникновение в текст, раскрытие писательского замысла и приемов его воплощения.
Итоговое сочинение: 2 декабря 2015 Спасибо за внимание !