Исследовательская деятельность на уроке Половникова Т.Г по материалам Интернет Январь 2011 года
Смысл исследования в сфере образования: 1. То, что оно учебное. Цель - развитие личности учащегося, а не получение объективного нового результата - как в науке. 2. Приобретение учащимися функционального навыка исследовательской деятельности как универсального способа освоения действительности
Умение учиться - это умение собирать информацию целенаправленно, обрабатывать, оформлять в виде доклада, презентации, стенда и т.д.
Проектирование исследования происходит алгоритмично: Берется модель и методология исследования, изучается теория вопроса, часто используется научный аппарат исследования
Научный аппарат исследования Проблема Тема Актуальность Объект и предмет исследования Цель и задачи Гипотеза Новизна Теоретическое или практическое значение
Какое это исследование на уроке? Часть этапа исследовательской работы Микроисследование на один урок
Исследовать можно все, на любом уроке, самое важное под каким углом, что, как, почему…, цель - найти новое в известном
Формы учебного исследования: Урок-исследование, проект, игра, семинар, т.д.; Работа с документами, словарями, справочной литературой; художественными произведениями и т.д.; Экскурсии; конференции; конкурсы; музейно-выставочная работа и т.д.
В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается как инструмент повышения качества образования
Исследовательская деятельность учит: Сотрудничеству Сотворчеству Отбору фактов Видению проблем Постановке цели исследования Работать с информацией, структурировать её Применять полученные знания для достижения целей ….. Анализировать результаты
При постановке цели конкурсного урока какое умение мы отрабатываем из перечисленных выше? А в целом в личностном развитии исследовательская деятельность - это умение собирать информацию целенаправленно, обрабатывать, оформлять в виде доклада, презентации, стенда и т.д.
О с н о в н ы е т р е б о в а н и я к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
О с н о в н ы е т р е б о в а н и я к использованию метода проектов: 5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров презентаций и пр.).
Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло.
Сущность метода проектов, исследования как такового Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.
Исследовательская деятельность на уроке в начальной школе 1 Исследовательская деятельность на уроке в начальной школе 1 Исследовательская деятельность на уроке в начальной школе 2 Исследовательская деятельность на уроке в начальной школе 2 Исследовательская деятельность на уроке литературы Исследовательская деятельность на уроке литературы Исследовательская деятельность на уроке математики Исследовательская деятельность на уроке математики Исследовательская деятельность на уроке геометрии Исследовательская деятельность на уроке геометрии