ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Презентация подготовлена педагогом – психологом школы 561 Калининского района Санкт-Петербурга Сергеевой Юлией Геннадьевной. Январь 2011 года.
План Структура психологической готовности к школьному обучению. Формула готовности ребенка к обучению в школе. Знания будущего первоклассника. Умения будущего школьника. Что нужно знать родителям первоклассников? Самодиагностика для родителей. Заключение.
Структура психологической готовности к школьному обучению. Личностная готовность. Социально– психологич еская готовность. Интеллекту альная готовность.
Личностная готовность. ПРИНЯТИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА. НОВЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. РАЗВИТАЯ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ. ПРОИЗВОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ К ФИЗИЧЕСКИМ И ПСИХИЧЕСКИМ ШКОЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ.
Интеллектуальная готовность. РАЗВИТИЕ КРУГОЗОРА. ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ. АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. СПОСОБНОСТЬ К ПОСТИЖЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ. ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ОСЛАБЛЕНИЕ РОЛИ ФАНТАЗИИ. ИНТЕРЕС К ЗНАНИЯМ И ПРОЦЕССУ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ ЗА СЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. СПОСОБНОСТЬ К ПОНИМАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ СИМВОЛОВ. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И ДВИГАТЕЛЬНО_МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ.
Социально-психологическая готовность. УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ОБЩАТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ СОВМЕСТНО С ОКРУЖАЮЩИМИ. ОТСУТСТВИЕ СТРАХА ПЕРЕД ОШИБКОЙ. УМЕНИЕ РИСКНУТЬ. УМЕНИЕ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ. АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА. ПРИНЯТИЕ СВОЕГО «Я». САМОДОСТАТОЧНОСТЬ. ПРИНЯТИЕ «Я» ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. ПЕРЕХОД К УСТАНОВЛЕНИЮ ПАРТНЕРСКИХ, ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ.
Психологическая готовность к школе – это комплекс качеств, характеризующих зрелого дошкольника. Для простоты понимания условно можно представить психологическую готовность ребенка к школе в такой форме. ХОЧУ УЧИТЬСЯ ЖЕЛАНИЕ МОГУ УЧИТЬСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
К началу обучения в школе ребенок должен знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел; как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитая единицу из следующего за ним в ряду числа; цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки +, -, =, >,
К началу обучения в школе дети должны уметь строить сложные предложения разных видов; составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки; находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; составлять предложения из 3-4 слов; делить простые предложения на слова; делить слова на слоги (части);различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение; самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения; уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности; иметь представления о сезонных явлениях природы, называть времена года, их характерные отличия; знать свой домашний адрес, телефон, свою фамилию, имя, отчество, а так же фамилию, имя, отчество родителей; К началу обучения в школе ребенка у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
Уважаемые родители, попробуйте сами проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы. Оценка развития познания. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из? Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: дикие и домашние животные, обувь зимняя и летняя? Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
Оценка базового опыта ребенка. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сбербанк, в магазин? Был ли ребенок в библиотеке? Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее? Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории? Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы, объяснить, для чего служат различные вещи и где они расположены? В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай? Правильна ли речь ребенка с точки зрения произношения и грамматики (построение фраз, словосочетаний, предложений)? Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, сказку или сценку?
Оценка уровня эмоционального развития. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? Легко ли ребенку «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умений общаться. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними? Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Зрительное различение и память. Может ли ребенок различать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные? Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например: б/п, кот/год? Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 6-10 картинок, а затем одну убрать?
Зрительное восприятие. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? Может ли ребенок объяснить картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Уровень слуховых способностей. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес? Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух? Задает ли ребенок вопросы о значении незнакомых слов?
Может ли ваш ребенок Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, не показывая пальцем, изъясняться связно? Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами? Четко выговорить свое имя, запомнить фамилию и отчество, дату рождения? Запомнить свой адрес и номер телефона? Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них? Пользоваться красками, пластилином, карандашами, мелками для творческого самовыражения? Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не поранившись?
Может ли Ваш ребенок Слушать и следовать полученным указаниям? Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает? Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание? Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? Положительно оценивать: я – человек, который многое может? «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора? Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам? Ладить с другими детьми?
В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком: Нравится ли Вам ваш ребенок? Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит? Стараетесь ли Вы создать у ребенка впечатление значимости того, о чем он говорит? Поправляете ли Вы речь ребенка? Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки? Хвалите ли Вы ребенка, обнимаете ли Вы его? Смеетесь ли Вы вместе с ребенком?
В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком: Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? Играете ли Вы с ребенком в какие- нибудь игры? Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях? Есть ли у ребенка хотя бы одна – две собственные книги? Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему? Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги? Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей и с ребенком?
В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком: Сдерживаете ли Вы желание сказать все за ребенка, прежде чем он успеет открыть рот, например, у зубного врача, в магазине? Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком? Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору? Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор? Есть ли у ребенка возможность проявлять энергию в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения? Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки по округе? Ходите ли Вы вместе с ребенком в театр, в зоопарк, в музеи?
Что нужно знать родителям первоклассников Главное условие, необходимое ребенку, который идет в школу - положительная мотивация, он должен хотеть учиться. Помните, что «мозг хорошо устроенный больше, чем мозг хорошо наполненный". Полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей воспитательной и педагогической деятельности. Проконсультируйтесь с врачом. Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, крепким, здоровым.
Что нужно знать родителям первоклассников. Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Общение с Вами - огромная ценность для ребенка. Беседуйте о школе, рассказывайте о самых интересных моментах из вашей школьной жизни. Особое внимание нужно уделить новому режиму дня и распорядку первоклассника. Приобретая школьные принадлежности, обязательно учитывайте мнение вашего ребенка. Здоровый ребенок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями - это самый успешный первоклассник!
Важно помнить ! «Здоровый, любознательный ребенок, который знает себе цену, умеет строить отношения с другими людьми, - это по-настоящему готовый к обучению в школе человек». (Галина Абрамова, практический психолог, кандидат психологических наук)
Успешной, интересной и радостной вам учебы, дорогие первоклассники! Уважаемые родители! Поддерживайте и помогайте вашим детям в нелегком деле обучения! Верьте в своих детей! Успехов вам в совместном освоении знаний! Удачи и терпения! С уважением, педагог-психолог школы: Юлия Геннадьевна Сергеева
Также на тему подготовки ребенка к обучению в школе можно почитать дополнительно: Павлов И.В. «Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе». – СПб, «Речь», 2008 г. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Ребенок идет в школу». – М. «Академия», 1999 г. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Психологическая готовность к школе» // Популярная психология для родителей/ Под ред. А. С. Спиваковской. – СПб, «Союз», 1997 г. Кроссворд 1 Кроссворд 2 Тест Штур Соответствия Последовательности Пробелы