Храмовый синтез искусств Подготовили ученики 9 а класса Шарина Ольга и Шарин Сергей
Синтез искусств- это соединение нескольких видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления
Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского.
Храм есть образ мира В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Петр Карнатский (XII в.) Петр Карнатский (XII в.)
Православный храм Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Алтарь область бытия Божия, собственно храм область ангельского мира собственно храм притвор- область земного бытия. Восточная часть – область света, «страна живых», страна райского блаженства, которая символизируется восходом солнца, востоком
Алтарь Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Он символически изображает место, где восседает на престоле с апостолами Христос.
Солея, амвон Солея – «возвышение» на запад, к молящимся. Это место для певцов и чтецов, которые символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Амвон – полукруглый выступ солеи, знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Иконостас - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени.
Иконостас Иконостас - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева. Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа земная жизнь Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь.
Своды, столпы, купол Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.
Символика архитектуры храма Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста.
Крест Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа
Форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу.
Многоглавие храмов Одна глава знаменует единство Бога. Две главы соответствуют двум естеством Богочеловека Иисуса Христа. Три главы знаменуют Святую Троицу. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
Символика материала Камень –Самого Христа. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.