Правила публичных выступлений Приготовила: студентка 113 группы Салтанова Валентина
Выступленее на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации - разновидность ораторской речи. Задача выступающего - изложить некоторый объем информации, отстаивая свою точку зрения, склоняя других к ее принятию, убеждая в своей правоте и т.п.
Основные рекомендации: к выступлению обязательно нужно подготовиться. следует четко сформулировать тему выступления. определить цель выступления. в начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. Помните - если вы затягиваете изложенее сути дела, то раздраженее аудитории растет в геометрической прогрессии. определив главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Составляющие главную мысль компоненты должны быть равны по важности, связаны между собой в одно целое. - начинайте изложенее содержания главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. Если вниманее аудитории ослабнет, то это произойдет на наименее важных частях вашего выступления. свое мненее можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами. приводя аргументы в обоснованее своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. оцените непротиворечивость всего текста в целом.
Контакт с аудиторией Постоянный контакт с аудиторией - ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то теряет смысл само выступленее в целом или снижается его эффективность.
Коммуникативное состоянее говорящего запретить себе думать о посторонних вещах; сосредоточить свое вниманее на слушателях; убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступленее иметь наступательный волевой настрой все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отраженее в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела.
Контактоустанавливающие речевые действия Существуют специальные речевые действия, назначенее которых - установленее и поддержанее контакта. К ним относятся: обращенее, приветствие, комплимент, прощанее. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступленее без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют вниманее слушателей.
Метатекстовые конструкции Метатекст - это те слова и предложения вашей речи, в которых вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить или писать. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: "в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше вниманее на"..; "повторим еще раз...", и др.
Диалогизация выступления Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта очень важно внести в выступленее элементы диалога. Диалог - основная коммуникативная форма речи. Монолог - это искусственное речевое построенее; он по сравнению с диалогической речью имеет очень небольшой возраст. Усвоенее и построенее монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения.
Синтаксические особенности простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной. К примеру: "Причина четвертая: сила семейной традиции. Человек родился и вырос в шахтерском краю, где кормилец на всех один -уголек. На шахте 30 лет откалывал уголь его отец, умерший от силикоза. В забое работает старший брат". Для того чтобы получить текст такого типа, при его написании (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию. Сравним две конструкции: а) "Когда на одной из неблагополучных шахт Воркуты Гостехнадзор пригрозил отобрать лицензию из-за нарушений техники безопасности, горняками это было воспринято как покушенее на права человека". б) "На одной из неблагополучных шахт Воркуты Гостехнадзор пригрозил отобрать лицензию из-за нарушений техники безопасности. Горняки восприняли это как покушенее на права человека". При работе с массовой аудиторией следует предпочесть вторую конструкцию.
Лексические особенности Восприятио речи значительно осложняется использованеем отглагольных существительных, заканчивающихся на -нее, -тио. Пример: "Необходимо разрешенее региональных конфликтов на основе компромисса, восстановленее стабильности всюду в мире, где она нарушена….." К недостаткам данного предложения, затрудняющим его восприятио, следует отнести большое количество отглагольных существительных: разрешенее, восстановленее. Можно предложить следующий вариант текста, более приспособленный для устного восприятия: "Необходимо разрешить региональные конфликты на основе компромисса и восстановить стабильность всюду, где она нарушена…."
Личностный тип общения Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте ("живая" беседа). В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка: местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным - лишь, даже, вот, же, знай себе, взял да, так или иначе, я считаю что и др.