А. С. Пушкин. « Капитанская дочка »
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. Александр Пушкин
Отношение Пушкина к истории История – неотъемлемая часть творчества поэта. Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения; историческая роль личности ( в т.ч. - царей); трагизм столкновения государственного и личного; историческая судьба России. Его привлекали переломные моменты истории, яркие исторические личности и события. Герои его исторических произведений: Петр Первый, Борис Годунов, гетман Мазепа, Емельян Пугачёв и др. Источники его исторических взглядов: исторические документы; устные исторические предания; труды профессиональных историков; труды философов ( в т.ч. античности и Древнего Рима)
История создания повести « Капитанская дочка » Заинтересовался событиями Пугачевского бунта в 1824 году во время михайловской ссылки (читает роман «Ложный Петр III, или Жизнь и похождения бунтовщика Емельяна Пугачёва) год – первые наброски повести (план). 31 января 1833 г. Третий план, но роман не идет. Пушкин углубляется в изучение эпохи. Февраль 1833 г. Получает разрешение работать в военном архиве (документы секретной военной экспедиции, материалы Главного штаба). Апрель 1833 года – начинает работу над «Историей Пугачёвского бунта», за 5 недель завершает работу. Сентябрь 1833 года. Поездка по местам Пугачевского бунта. Встречи со стариками, запись их рассказов, преданий, работа в провинциальных архивах. Октябрь 1833 года. Болдино. Приводит в порядок бумаги, пишет предисловие к «Истории Пугачёва». Петербург. Передает рукопись царю, который её прочитал, внес 23 поправки и предложил другое название – «История Пугачевского бунта». Кроме того, разрешил печатать и оплатил расходы. Декабрь 1834 года. «История Пугачевского бунта» Вышла в свет. Пушкин вернул русской истории имя Емельяна Пугачева, преданного забвению.
19 октября 1836 года А.С.Пушкин завершил роман «Капитанская дочка»
План содержания романа Глава (__). Название. Эпиграф Основные события Глава I. Сержант гвардии. - Был бы гвардии он завтра ж капитан. - Того не надобно; пусть в армии послужит. - Изрядно сказано! Пускай его потужит… ………………………………….. Да кто его отец? Княжнин. 1. Рассказ о происхождении, образовании и воспитании П.А.Гринева. 2. Определение на службу. 3. Происшествие в Симбирске (карточный долг) 4. Ссора с Савельичем.
Глава 1. Сержант гвардии 1. Как сказались характеры отца и матери в их отношении к Петру Гриневу? 2. С каким чувством Гринев описывает успехи своего образования в родительском доме? 3. Почему Савельич невзлюбил Бопре? Прав ли он? 4. Что представляется Петру Гриневу «верхом благополучия человеческого» и почему он уезжает из Родительского дома, «обливаясь слезами»? 5. Какое отношение вызывает Зурин у героя и у читателя? 6. Почему, несмотря на чувство стыда и слёзы Савельича, Гринев настаивает на необходимости отдать долг Зурину? Прав ли он? 7. Какой урок из случившегося в Симбирске извлек Гринев? 8. В чем ирония названия главы и о каких двух путях жизни идет речь в эпиграфе?
М. Нестеров. Буран. Иллюстрация к «Капитанской дочке А.С. Пушкина Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня.
Глава 2. Вожатый. 1. Почему Гринев хочет помириться с Савельичем? 2. О чем предупреждает эпиграф? 3. Как Пушкин описывает буран? 4. Чем вожатый отличается от заблудившихся в буране путников? 5. Почему свой сон Гринев называет пророческим? 6. Как запечатлен облик вожатого? 7. Почему Гринев, несмотря на сопротивление Савельича, подарил вожатому заячий тулупчик? 8. Чем смешна сцена представления Гринева генералу?
Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьём; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. Солдатская песня Старинные люди, мой батюшка. «Недоросль» 1. Как отличаются ожидания Гринева от вида крепости? 2. Какие чувства испытывает герой в первые дни службы? 3. Какую роль играет рассказ о причинах появления здесь Швабрина? 4. Какое впечатление производит Швабрин при первом знакомстве? 5. Чем смешон смотр, произведенный Иваном Кузьмичем? 6. Почему Маша «с первого взгляда не очень понравилась» Гриневу? Глава III. Крепость.
1. Установить границы эпизода. 2. Определить основную мысль и дать название эпизода. 3. Указать, через какие образы выражена основная мысль. 4. Проследить смену настроений и чувств. 5. Выяснить авторскую позицию. 6. Выявить изобразительно – выразительные средства, художественные приёмы, которые использует автор, и сформулировать цель их использования. 7. Какова роль эпизода и «законы его сцепления» с другими элементами. План анализа эпизода
- Ин изволь, и стань же позитуру. Посмотришь, приколю как я твою фигуру! Княжнин Позитура – поза, положение, принимаемое при дуэли на Шпагах. Глава VI. Поединок
…Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. А. Пушкин. Капитанская дочка. Глава IV.
Две дуэли. На основе анализа эпизодов. Первая дуэль Вторая дуэль Вопросы для сравнения эпизодов: 1. Что предшествует дуэли? 2. Какие чувства испытывает Гринев накануне поединка? 3. Как ведут себя герои во время дуэли? 4. Что следует после дуэли? !!! Считаете ли вы повторную дуэль между Швабриным и Гриневым неизбежной? !!! Какую роль играют эти эпизоды в раскрытии замысла Пушкина?
Своеобразие композиции смысловая наполненность заглавия произведения особая роль эпиграфов (выделяют главное событие) портрет как способ авторской характеристики героев пейзаж как фон и воплощение авторской позиции образ рассказчика – очевидца создает эффект достоверности использование внесюжетных элементов ( сон Гринева, письмо отца Гринева, калмыцкая сказка) принцип антитезы в системе образов ( пары: Гринев – Швабрин, Пугачев – Екатерина II, «генералы» Пугачева – оренбургские генералы) использование фольклорных элементов.
Маша Миронова – дочь погибшего русского офицера, воплощение высокой нравственности и чести, способная на поступок, на самопожертвование.
Способы выражения авторской позиции: выбор героев отношение других героев портреты пейзаж вставные элементы (сон, сказка) эпиграфы пословицы поговорки и т.д. символические образы ( путь, дорога, буря, буран, кинжал, виселица, орел, ворон)
Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!... Петр Андреевич Гринев
Проблематика романа « Капитанская дочка» 1. Проблема чести, долга и милосердия. 2. Проблема личности в истории. 3. Проблема роли народа в истории. 4. Проблема власти. 5. Проблема семейных ценностей. 6. Проблема нравственного выбора.
Темы сочинений. 1. Гринев и Швабрин. 2. Волк или человек? Образ Пугачева в романе. 3. Семья Гринёвых и Пугачёвых. 4. Почему роман называется «Капитанская дочка»? 5. Мои любимые страницы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?