Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598
подготовил педагог-психолог В.С.Павлов
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
В этой связи приобретает особую важность дифференцированный подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождпение на всех этапах обучения
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды.
создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
определпение готовности к обучению в школе, обеспечпение адаптации к школе, повышпение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей, формирование универсальных учебных действий.
Создание развивающей среды Просветительская и консультационная работа с родителями Развивающая работа с педагогами Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми групповая развивающая работа Участие в работе консилиумов Коррекционно- развивающая работа Участие в разработке и реализации системы оценки УУД (универсальных уч.действий) Участие в разработке системы оценки Диагностика развития личностных качеств (соблюдпение принципа безопасности) Помощь педагогу в анализе и интерпретации результатов
пение Сопровождпение -наблюдпение кураторство Реализация программы коррекционно- развивающих занятий с сопровождпением- наблюдпением
(прописаны в положении о службе практической психологии образования) 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
выявлпение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. К данному направлению деятельности относятся: изучпение обращений к психологу, поступающих от учителей, родителей, учащихся (определпение проблемы, выбор метода исследования); формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составлпение долговременного плана развития способностей или других психологических образований; социально-психологический мониторинг система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся.
активное психологическое воздействие, направленное на устранпение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижпение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.
мероприятия, направленные на выявлпение и предупреждпение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций педагогическим работникам, обучающимся, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; предупреждпение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень.
оказание помощи в решении проблем: самопознания, адаптации в реальных жизненных условиях, формирования ценностно-мотивационной сферы, преодоления кризисных ситуаций, достижения эмоциональной устойчивости, с которыми к психологу обращаются учителя, обучающиеся, родители.
система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.
Задача психолога в педагогическом консилиуме помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное – обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий преподавателей и воспитателей).
Психолог снимает всякую оценку с ребенка. Ребенок не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы, взрослые, должны его в чем-то поддержать, что-то помочь исправить или наверстать. Это значительно труднее, заставляет думать и оценивать уже не ребенка, а свои собственные действия и мысли по отношению к нему.
ФГОС «…психолого-педагогическое сопровождпение необходимо при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания».
«Всегда на стороне ребенка, всегда вместе с ребенком!»