О законодательном обеспечении социального предпринимательства и о поправках к закону о развитии малого и среднего предпринимательства.
Социальное предпринимательство как явление. Что? Социальное предпринимательство это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. Кто? Социальное предприятие - это коммерческое предприятие социального назначения. Социальное назначение: Создание рабочих мест для социально незащищенных слоев населения (коммерческий и социальный результат достигается одновременно). Осуществление экономической деятельности социальной направленности: оказание услуг, выполнение работ, производство товаров (часть прибыли преимущественно реинвестируется для достижения социальных целей). Когда? и Где? Развитие идеи и накопление опыта по всему миру начиная с 60 х-70 х годов XX века. Начало XXI века активизации развития социального предпринимательства, восприятие его как самостоятельного явления в социально-экономической сфере многих стран. Социальное предпринимательство развивается в западном, развитом индустриальном мире гораздо активнее и разнообразнее, чем в странах третьего мира, имеющими острые социальные проблемы. ___________________________ Институт управления социальными процессами Центр социального предпринимательства и социальных инноваций 2
Признаки Социального предприятия. «Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы дать человеку рыбу или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль». – Билл Драйтон, генеральный директор Ashoka. Цель – реализация социальной миссии (решение социальной проблемы или уменьшение её остроты) Коммерческая деятельность – основной способ достижения социальных целей Экономическая устойчивость – доход от коммерческой деятельности, а не от донорских средств Инновации и новаторство Социальное предприятие 3
Коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ) социальной направленности. Различия некоммерческих организаций и социальных предприятий: В отличие от социальных предприятий НКО не отличается сравнимой экономической устойчивостью и обычно существует за счет сторонних дотаций; Нацеленность на доход социального предприятия и отсутствие у НКО цели извлечения прибыли; Место коммерции в деятельности: НКО – дополнительная деятельность, сопутствующая достижению поставленных целей. Социальное предприятие – основная деятельность, способ достижения социального результата; Различия коммерческий организаций и социальных предприятий: Решение социальных задач для социального предприятия основная цель, для коммерческих организаций издержки деятельности; Использование прибыли на социальные цели организации, обязательство для социального предприятия и право для коммерческой организации. 4
Субъекты осуществляющие деятельность социальной направленности. Российская Федерация - социальное государство (ст. 7 Конституции). Социально ориентированные некоммерческие организации - некоммерческие организации осуществляющие определенные виды деятельности направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации (ст ФЗ "О некоммерческих организациях" Социальные предприятия Идея: предпринимательская энергия, будучи обращена на решение социальных проблем, в отдельных социальных направлениях способна дать более эффективные результаты, чем государство или стандартные НКО. 5
Определение социального предпринимательства в РФ. Термин «социальное предпринимательство», впервые был использован в Приказе Минэкономразвития России от : Социальное предпринимательство - социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение одного из следующих условий: а) Среднесписочная численность работников относящихся к социально незащищенных группам граждан, составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%; б) Деятельность по предоставление услуг (производство товаров, выполнение работ) социальной направленности определенного вида. Приказ Минэкономразвития России от уже определяет субъекты социального предпринимательства: Эта субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие социально ориентированную деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации 6
Признаки отнесения организации к субъекту социального предприятия в РФ. Трудоустройство граждан, следующих категорий (численность не менее 50%; ФОТ не менее 25%): Инвалиды; Женщины, имеющие детей в возрасте до 7 (семи) лет; Сироты; Выпускники детских домов; Люди пенсионного возраста; Лица, находящихся в трудной жизненной ситуации; Лица, освобожденные, в течении последних 2 лет, из мест лишения свободы; Осуществление деятельности в следующих сферах: Содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан; Социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях; Организация социального туризма – только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан; Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; Производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские); Предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан; Содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом. 7
Определение социального предпринимательства в Челябинской области. Государственная программа Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на годы" субъект социального предпринимательства (многодетные родители, инвалиды) - субъект малого предпринимательства, в уставном капитале которого доля, принадлежащая инвалидам (многодетным родителям), составляет не менее 51 процента и руководителем которого является инвалид (многодетный родитель). К многодетным родителям относятся родители, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет; субъекты малого предпринимательства из числа социально незащищенных групп населения - субъекты молодежного, социального и женского предпринимательства; Субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий социально ориентированную деятельность - субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. 8
Развитие социального предпринимательства в РФ. Сказано: Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию от : «…развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса». Бюджетное послание Президента РФ Путина В.В. на годы: «снятие барьеров для негосударственных организаций к оказанию государственных и муниципальных услуг». Поручения Председателя Правительства РФ Медведева Д.А. по итогам встречи с предпринимателями в социальной сфере от подготовить предложение: по установлению в законодательстве РФ определения предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях оказания социальных услуг; по устранению выявленных недостатков действующего порядка обложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость организаций, оказывающих социальные услуги; о предоставлении предпринимателям на льготных условиях помещений для размещения книжных магазинов в федеральных учреждениях и организациях, подведомственных Минкультуры России; по субсидированию процентных ставок по кредитам, привлекаемым частным бизнесом в коммерческих банках для реализации проектов государственно-частного партнёрства в сфере социальных услуг. 9
Развитие социального предпринимательства в РФ. Сделано: Принят Федеральный закон от N 224-ФЗ "О государственно- частном партнерстве, муниципальной-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с г.). Создана рабочая группа Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства по поддержке социально- ориентированных некоммерческих организаций и развитию социального предпринимательства Подготовлен проект дорожной карты «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Во многих регионах РФ созданы Центры инноваций социальной сферы площадка для профессионального взаимодействия всех участников социальных инициатив, агрегация лидеров и проектов социальной значимости. 10
Государственные программы развития социального предпринимательства. подпрограмма «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»; Постановление Правительства РФ от N 638 утвердило перечень социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль. Принято Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. N 1582 предусматривающие предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» Принято Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. предусматривающее Предоставление субсидии федерального бюджета субъекту Российской Федерации для государственной поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности; Миниэкономразвития РФ принят приказ 167, предусматривающий субсидирование части затрат субъектов социального предпринимательства и реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию центров инноваций социальной сферы как юридических лиц или структурных подразделений юридических лиц, которые относятся к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства и одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или муниципальнойе образование, для оказания информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки субъектам социального предпринимательства В рамках государственных программ: «Социальная поддержка граждан» и «Экономическое развитие и инновационная экономика» реализуются: 11
Формирование правовых основ социального предпринимательства. Законопроект от г. О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части формирования правовых основ государственной поддержки социального предпринимательства) Вводит в российское законодательство определение социального предпринимательства; Устанавливает условия, отнесения к субъектам социального предпринимательства (2 признака: занятие определенными видами деятельности и трудоустройство отдельных категорий граждан); Закрепляет право органов государственной власти субъектов РФ по предложению некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов социального предпринимательства разрабатывать и утверждать перечни видов деятельности, которые относятся к области социального предпринимательства; Закрепляет виды поддержки, которые органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставить субъектам социального предпринимательства (перечень открытый, предусмотрена так же поддержка для организации образующих инфраструктуру поддержки социального предпринимательства); Предусматривает создание организаций образующих инфраструктуру поддержки субъектов социального предпринимательства и создание центров инноваций социальной сферы. Законопроект от г.О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" устанавливается возможность для органов власти субъектов Российской Федерации утверждать перечни видов социально ориентированной предпринимательской деятельности и вводить специальные меры государственной поддержки Закрепляются следующие меры государственной поддержки: создание специальных объектов инфраструктуры поддержки социального предпринимательства, оказание финансовой, имущественной, информационной, консультационной помощи, а также помощи в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников. 12
Социальное предпринимательство - это социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и при осуществлении которой выполняется хотя бы одно из следующих условий: Обеспечивается занятость следующих категорий (численность не менее 50%; ФОТ не менее 25%); Инвалидов; Матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет; Выпускников детских домов; Лиц, освобожденных из мест лишения свободы; Лиц, признаваемых находящимися в трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве основного вида экономической деятельности осуществляются следующие виды деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), выручка от осуществления которых без учета налога на добавленную стоимость составляет не менее 70%: Содействие профессиональной ориентации и трудоустройству граждан, включая содействие самозанятости; Социальное обслуживание населения, физической культуры и массового спорта, образования, в том числе проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях, центрах детского и молодежного научно- технического творчества; Производство и (или) реализация медицинской техники, протезно- ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; Обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные и творческие мастерские, кружки, студии, просветительская деятельность, не являющаяся дополнительным образованием); Предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам; Содействие социальной адаптации и социальной реабилитации отдельных групп граждан (инвалидов, сирот, выпускников детских домов, пожилых людей, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом); 13
Сравнительный анализ. Виды государственной поддержки Льготы по уплате налогов и сборов НКО и юр. лицам оказывающим поддержку НКО; закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; Создания ЦИСС и иных организаций,, и обеспечения их деятельности Кто может дополнять перечень видов деятельности Законодательные органы РФ и субъектов РФ и представительные органы МСУ Органы государственной власти субъектов РФ (по предложению НКО выражающих интересы субъектов социального предпринимательства) Виды деятельности 17 видов деятельности направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества 6 видов деятельности при осуществлении которых совмещается получение прибыли и решение социальных проблем ФЗ О НКО Законопроект о социальном предпринимательстве 14
Обсуждение законопроекта. Критика: Не отдельный закон, а поправки в ФЗ; Отсутствие квалифицирующего признака о порядке распределение прибыли (в социальном предпринимательстве она направляется на социальные цели либо на операционную деятельность); Отсутствие квалифицирующего признака о инновации и новаторстве в решении социальных проблем; Вопрос о регулярности финансирования мер поддержки (поддержка право, а не полномочия, органов власти) Не согласованность видов деятельности с ОКВЭД и отсутствие порядка расчета размера выручки и временной период, который необходимо учитывать при таком расчете. Предложения: Реализация системного подхода при введении новой правовой категории (Изменение, дополнение федерального законодательства в связи с принятием закона). Принятие мер устанавливающих преимущества отдельным субъектам социального предпринимательства при осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обсуждение законопроекта и предложений по его доработки осуществляется в рамках проекта Комфортная правовая среда Одним из стратегических ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является вовлечение общественных организаций и бизнеса в равноправный диалог с государством по ключевым вопросам общественного и экономического развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений. 15
Спасибо за внимание! Член СМЮ ЧРО ООО «Ассоциация юристов России» Директор ООО «ЮАР» Щербаков Ярослав Евгеньевич