Обеспечение успешной адаптации учащихся 5-6 классов при переходе из начальной школы в основную.
Содержание: Краткая характеристика целей и результатов образования в начальной школе; Краткая характеристика целей и результатов образования в начальной школе; Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка(10-12 лет); Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка(10-12 лет); Краткая характеристика целей обучения в 5-6 классах основной школы; Краткая характеристика целей обучения в 5-6 классах основной школы; Задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников 5-6 классов; Задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников 5-6 классов; Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную ; Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную ; Формы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период. Формы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период.
Краткая характеристика целей и результатов образования в начальной школе: - формирование желания и умения учиться; - развитие познавательных интересов; - готовности к обучению в основном звене; - потребности в самообразовании, саморазвитии; - сохранение индивидуальности ребенка.
Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет): 1. «Чувство взрослости». 2. Склонность к фантазированию. 3. Стремление экспериментировать.
Краткая характеристика целей обучения в 5 – 6 классах основной школы. Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению. Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению. Обеспечить постепенный переход от коллективно- распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам. Обеспечить постепенный переход от коллективно- распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам.
Развивать рефлексивные умения учащихся – умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами», совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной самооценке. Использовать метод совместных оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития. Развивать рефлексивные умения учащихся – умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами», совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной самооценке. Использовать метод совместных оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития. Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных задач, личностно-значимых учебных задач. Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных задач, личностно-значимых учебных задач.
Задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников 5-6 классов. Выявить те изменения в жизни ребенка, которые необходимо сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего. Выявить те изменения в жизни ребенка, которые необходимо сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего. Обеспечить преемственность в развитии общеучебных умений, навыков, способов деятельности. Решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап. Обеспечить преемственность в развитии общеучебных умений, навыков, способов деятельности. Решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап. Создать «здоровую» обстановку в классе, при которой возможно откровенно поговорить. Создать «здоровую» обстановку в классе, при которой возможно откровенно поговорить.
Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную. 1. Урок - основная, но не единственная форма организации учебного процесса: 1. Урок - основная, но не единственная форма организации учебного процесса: экскурсии (формируют умение наблюдать, делать вывод); экскурсии (формируют умение наблюдать, делать вывод); игры (дидактическая и ролевая – для развития навыков сотрудничества, действия по правилам); игры (дидактическая и ролевая – для развития навыков сотрудничества, действия по правилам); диспуты,дискуссии ( умение отстаивать свое мнение, приводить аргументы); диспуты,дискуссии ( умение отстаивать свое мнение, приводить аргументы); практические работы ( необходимое условие ставить цели и реализовывать их); практические работы ( необходимое условие ставить цели и реализовывать их); минилекции ( концентрация внимания, воспринимать на слух длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения материала). минилекции ( концентрация внимания, воспринимать на слух длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения материала).
Владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение);обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач. Владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение);обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач. Обладают достаточно широким социальным опытом, позволяющим им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нём. Обладают достаточно широким социальным опытом, позволяющим им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нём.
2. Понятия должны осваиваться классом в обсуждении проблемных вопросов,а не на репродуктивном уровне. 2. Понятия должны осваиваться классом в обсуждении проблемных вопросов,а не на репродуктивном уровне. 3. Учительские контрольно-оценочные действия не должны приводить к снижению оценок за небрежность, описки, исправления. 3. Учительские контрольно-оценочные действия не должны приводить к снижению оценок за небрежность, описки, исправления. 4. Разновозрастное сотрудничество. 4. Разновозрастное сотрудничество. 5. Письменная дискуссия 5. Письменная дискуссия 6. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. 6. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. 7. Работа с «картой знаний». 7. Работа с «картой знаний».
Формы взаимодействия учителей начального и основного образования Один из предметов ведет учитель начальных классов, а остальные предметы ведут учителя основной школы. Один из предметов ведет учитель начальных классов, а остальные предметы ведут учителя основной школы. Все предметы ведут учителя основной школы, а классное руководство – учитель начальной школы. Все предметы ведут учителя основной школы, а классное руководство – учитель начальной школы. Создание межпредметного методобъединения. Создание межпредметного методобъединения. Традиция перехода ученика из детства в отрочество. Традиция перехода ученика из детства в отрочество.