Мониторинг, как инструмент эффективного планирования индивидуального маршрута дошкольника
Задача мониторинга: определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ на развитие ребенка. Большим достоинством мониторинга программы «Сообщество», является его возможность в индивидуализации процесса образования и воспитания дошкольника. Учет интересов и уровня развития каждого ребенка позволяет ему расти и развиваться в собственном темпе.
Основным методом мониторинга является педагогическое наблюдение. Наблюдение - планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни Условия наблюдения Постановка цели Выбор объекта и ситуации наблюдения Сохранение естественных условий Объективность Систематичность Фиксирование результатов
Наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми (по Свирской Л.В.) Наблюдение – это метод сбора данных с целью последующего анализа. Педагогическое наблюдение – ведущий метод проведения мониторинга в детском саду. Р ЕГИСТРАЦИЯ ФАКТОВ это процесс документирования наблюдаемого. НАБЛЮДЕНИЕ – ЭТО…
Формальные записи наблюдений Стандартная форма записи Видеозаписи Заполнение план – схемы группы Записи рассказов детей о своей работе Описательный рассказ Неформальные записи наблюдений: Записи жизненных случаев Текущие заметки Разговоры с родителями Отчеты других специалистов
Наблюдение Записи наблюдений Индивидуальное портфолио ребенка Анализ продуктов детской деятельности Журналы наблюдения Постановка целей Индивидуальный план развития ребенка Реализация учебной программы
Наблюдаем за ребенком… ЗА ЧЕМ? Как ребенок реагирует на режимные моменты Какие материалы и как использует Как ребенок владеет речью За проявлениями характера и темперамента ……….. Как ребенок взаимодействует с другими детьми, взрослыми
Фиксируем наблюдения… на стикерах Фиксация эпизодов в портфолио ребенка
Семь шагов по составлению индивидуального плана поддержки развития ребенка Объединитесь со своими коллегами, имеющими отношение к воспитанию детей группы Выберите какой –либо аспект развития ребенка (социально-личностное, физическое, познавательно-речевое или художественно-эстетическое развитие) Определите основные достижения ребенка по данному аспекту и внесите эти достижения в план индивидуальной работы Сформулируйте задачи, способствующие развитию ребенка по данному аспекту( определите «зону ближайшего развития ребенка» Определите «Проблемные» зоны в развитии ребенка по данному аспекту Сформулируйте задачи, способствующие решению этих проблем. Внесите их в план индивидуальной работы с ребенком. Подумайте, каким образом и с помощью, каких средств можно решать поставленные задачи в группе дома. Впишите эти стратегии в индивидуальный план работы с ребенком.
ФИ ребенка Физическое развитие Социально- коммуникативное развитие Художестве нно- эстетическое развитие Познаватель ное развитие Речевое развитие Ваня П. София П. Маша Л. Вероника Р Матвей М. Никита В Карта группы
Наблюдаем за ребенком… И планируем работу на основе наблюдений План индивидуальной работы с ребенком Ребенок_______________________________________ Возраст_______________Воспитатели__________ Основные достижения за предыдущий период,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Задачи развития:,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Методы (приемы) и формы работы с ребенком В группе Дома
При заполнении журналов наблюдения и непосредственно количественной оценке, воспитателю необходимо ориентироваться на следующие уровни показателей (баллы): 1- начальная стадия 2- в развитии 3 – при умеренной поддержке 4 – самостоятельно 5 - устойчиво
Фиксируем наблюдения… на стендах Стенд «Наши успехи» «ПОЧТА» для родителей
Этапы количественной оценки полученных данных: 1. Составление сводной таблицы результатов ООП по всем направлениям. 2. Подсчет среднего арифметического значения: -по каждой области; -по каждому ребенку (по совокупности всех областей); 3. Построение диаграммы освоения образовательной программы по уровням группы детей в целом. 4. Построение рейтинга областей развития в виде гистограмм, с целью определения сильных и слабых областей развития детей; 5. Описание полученных результатов в форме аналитической справки;
Мониторинг развития детей средней группы 12
Методическое обеспечение организации педагогического наблюдения в ДОУ Методические и учебно-методические пособия: Л. Вакуленко. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, С.Никитина, Н.Петрова, Л.Свирская. Оценка результативности и качества дошкольного образования. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2008 С.Никитина, Н.Петрова, Л.Свирская. Журнал динамики достижений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2008 Л.В.Свирская. Методика ведения педагогических наблюдений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2010 Л.В.Свирская. Индивидуализация образования: Правильный старт. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2012 Л.В.Свирская. Малокомплектный детский сад. Учебно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2012 Учебное пособие к курсу «Организация и содержание работы в программе «Сообщество». СПб.:Учебный центр «Сообщество». Научно-методические фильмы на DVD с методическим приложением: Л.В.Свирская, «Методика ведения педагогических наблюдений» // видеофильм на DVD, М.: ЛИНКА- ПРЕСС, – 2010
Желаем творческих успехов!!! ВСЕ будет ХОРОШО!!!