Понятие рынка труда и его характеристики
Определение рынка труда Рынок труда – важнейший элемент рыночной экономики, представляющий собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара – «рабочая сила».
Определение рынка труда Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы (акт купли-продажи).
Для функционирования рынка необходимо наличие ряда элементов: стороны рыночных отношений или субъекты рынка – это работодатели с одной стороны, с другой – ищущие работу; правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения рабочей силы, которую определяют ставки заработной платы на конкретные виды труда, а также уровень занятости населения; службы занятости населения (центры, биржи, кадровые службы); инфраструктура рынка труда – службы профориентации, службы подготовки и переподготовки кадров, рекламные агентства, СМИ; система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых на производстве, переводимых на новые места работы и безработных; альтернативные временные формы обеспечения занятости:
Функции рынка Организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы; Обеспечение конкурентной среды внутри каждых субъектов рынка (внутри работодателей и ищущих работу); Установление равновесия ставок заработной платы; Способствование занятости населения; Осуществление соц. поддержки безработных.
Виды конъюнктуры рынка труда дефицитная (недостаток предложения рабочей силы) трудоизбыточная (большая безработица при избытке предложения) равновесная
Основные категории, которые используются при анализе и исследования рынка спрос, предложение, конъюнктура, конкуренция, цена (стоимость рабочей силы).
СПРОС отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе Этот объем представлен на рынке и обеспечен средствами производства. Спрос характеризуется числом и структурой рабочих мест и объемом жизненных средств, используемых для покупки этого товара.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ характеризует численность и состав людей (трудоспособного населения), способных к труду, заинтересованных в труде и нуждающихся в получении работ. В каждый момент времени предложение измеряется численностью экономически активного населения (занятых, безработных).
КОНЪЮНКТУРА - это соотношение спроса и предложения на рабочую силу Конъюнктура складывается под воздействием конкретно экономической и социально- политической ситуации. Конъюнктура отражает неравное положение разных групп населения, выступающих на рынке в качестве продавцов своих способностей к труду Конъюнктура влияет на изменение цены рабочей силы, а также уровня душевого потребления населения.
КОНКУРЕНЦИЯ - это взаимоотношения между собой большого количества единичных продавцов товара «рабочая сила» по поводу нахождения покупателя за приемлемую для продавца цену; взаимоотношения между единичными покупателями по поводу нахождения продавцов рабочей силы за приемлемую для покупателя цену.
ЕМКОСТЬ РЫНКА ТРУДА определяется спросом на имеющиеся рабочие места и наличием таких рабочих мест во всех секторах экономики. Занятое население определяет емкость рынка труда.
Модели рынка – в зависимости от конкуренции: Чисто конкурентный рынок труда; Модель одного покупателя; Модель с учетом действий и профсоюзов; Модель двусторонней монополии.
Национальные модели рынка труда Американская, Японская, Шведская, Немецкая, Польская, Китайская, Российская Устоявшаяся рыночная Переходного периода
Типы рынка труда внешний (профессиональный) рынок труда реализуется через текучесть кадров и предполагает уход с одного предприятия на другое; внутренний рынок труда - это перемещение работника с одного места на другое на одном предприятии: - по горизонтали – смена профессии без изменения должности; - по вертикали – при повышении квалификации
Формы рынка традиционный: 8-часовой рабочий день, 40 часов в неделю, 18 рабочих дней отпуск. гибкий – наличие разных приемов занятости: уменьшенная рабочая неделя, надомный труд, использование труда детей, инвалидов, поощрение самозанятости;
Разновидности рынка труда Открытый устанавливается через службу занятости Скрытый - самостоятельное устройство путем прямых контактов людей
Сегменты рынка труда профессионально-отраслевой социально-демографический квалификационно-затратный
группы работников квалификационно-затратного сегмента:
дефицитные высоко-квалифицированные группы работников; избыточные высоко-квалифицированные группы работников; дефицитный квалифицированные и низко-квалифицированные группы работников; избыточные квалифицированные и низко- квалифицированны группы работников; работники, относящиеся к любой из перечисленных групп, но тяготеющие к социально уязвимым группам.
Международная практика сотрудничества в области рынка труда
Методологические вопросы статистики, разрабатываемые под эгидой МОТ профессиональной подготовки; занятости и безработицы; социального страхования; продолжительность рабочей недели; производственного травматизма; индексы цен на потребление товаров и услуг; забастовочного движения; заработной платы.