«… Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, какого оно заслуживает. Но теперь уже видно, что наука созревает до той степени, когда взор человека невольно будет обращен на воспитательное искусство». К.Д. Ушинский
Первый документ – «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся в учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального образования» Второй документ представлен проектом «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно- нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования».
Личность формируется, когда, включаясь в систему отношений, сравнивая и анализируя проявляющиеся в ходе этих отношений системы ценности и жизненные стратегии, ребенок в результате формирует свою собственную систему ценностей.
Атмосфера образовательного учреждения Что именно воспитывает она в детях ?
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации младших школьников для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации
При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (этическое и эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы лежат три подхода:
По каждому из основных направлений воспитательной деятельности конкретизированы виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы : Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического, военно- патриотического содержания, классные часы, участие в подготовке и проведении мероприятий и др. народные игры, национально-культурные праздники, встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, театральные постановки, художественные выставки; экскурсии в места богослужения (по своему желанию и с согласия родителей), добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями, посильное участие в оказании помощи нуждающимся, «открытые» семейные праздники, презентации совместно с родителями творческих проектов, праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, туристические походы, экологические акции, десанты, экологические патрули
Планируемые результаты воспитания Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Система ценностей младшего школьника формируется в учебной и внеучебной деятельности. Учебная - это уроки Внеучебная – это дополнительные занятия
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность.
«Воспитание ребенка, его социализация - это не милая забава, а задание - требующее капиталовложений: тяжких переживаний; усилий; бессонных ночей; и много, много мыслей» Я. Корчак.