Цель изучения модуля: освоение теоретических и методических основ диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся и составления ПППК как ориентира для проектирования образовательной программы
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач по формированию у слушателей: 1. Знаний о индивидуально-психологических особенностях личности (возрастных, типологических особенностях, особенностях познавательных процессов, личностных особенностях: эмоционально-волевой сферы, ценностных ориентаций, интересов, учебной мотивации, самооценки, рефлексии) и умений применять соответствующие диагностические методики; 2. умения составлять ПППК;
3. Понимание связи особенностей психических процессов и личностных характеристик учащихся с содержанием образования, способами и формами организации учебно- воспитательного процесса, проектируемыми в образовательной программе; 4. Умения проектировать образовательную программу (ее фрагмент, связанный с по формированием и развитием УУдействия) с учетом ПППК
Определение понятия «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Функции универсальных учебных действий создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Что дают универсальные учебные действия? 1. Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; 2. Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; 3 Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Виды универсальных учебных действий Типовые диагностические задачи Личностные универсальные учебные действия Самопознание и самоопределение. (темперамент,интересы,самооценка, способность к сотрудничеству, характер (экстраверсия-интроверсия, )) Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношение мира, окружающих людей, самого себя Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.РУСАЛОВА Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»,. «Методика выявления характера атрибуции успеха - неуспеха», методика Айзенка ПППК
Виды универсальных учебных действий Типовые диагностические задачи Личностные универсальные учебные действия Смыслообразование.Мотивация Действия позволяют сделать учения осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? ) «Незавершенная сказка» «Шкала выраженности учебно- познавательного интереса» «Опросник мотивации» ПППК
Нравственно-этическое оценивание. Рефлексия, самоконтроль. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников) Задания на оценку усвоение нормы взаимопомощи. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже). Задание на уровень моральной децентрации (Ж. Пиаже). Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами). Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А Карабановой), ПППК
Познавательные универсальные учебные знания Общеучебные универсальные действия. Внимание, восприятие, мышление. Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения. «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова),. Методика «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка). Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной), ПППК
Универсальные логические действия. Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательство. Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А. Шеминьска). Постановка и решение проблем. Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой). ПППК
Регулятивные универсальные учебные знания Самоконтроль, коррекция. Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала. «Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития регулятивных действий), «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля) ПППК
Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникация как взаимодействие. Толерантность, продуктивность общения. Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман и др.) ПППК
Коммуникация как кооперация. Действия обеспечивают возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться. Задание на совместную обучающую деятельность. ПППК
Алгоритм проведения диагностики УУД 1. Системный подход. Определение цели и задач изучения 1. Системный подход. Определение цели и задач изучения 2. Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД 2. Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития Подготовка диагностического инструментария Подготовка диагностического инструментария Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) Требования: Требования: А) проводится на 1-2 уроке А) проводится на 1-2 уроке Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики В) детям желательно сидеть по одному В) детям желательно сидеть по одному Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт Обработка и интерпретация результатов исследования. Обработка и интерпретация результатов исследования. Составление плана индивидуальной и групповой коррекционной- развивающей работы по формированию УУД Составление плана индивидуальной и групповой коррекционной- развивающей работы по формированию УУД
Недоверие к окружающему миру. Повышенный уровень тревожности, страхов, агрессивности. Сниженный контроль за собственным поведением. Противопоставление себя окружающему миру и др. Особенности развития современного ребенка.
Неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья. Увеличившаяся категория одаренных детей.
Особенности развития современного ребенка. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций. В иерархии ценностей эмоциональные и нравственные ценности уходят на последнее место.