Цель изучения модуля: освоение теоретических и методических основ диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся и составления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель начальных классов Мирошниченко Э.Ю. МОУ СОШ 13 им. Р.А. Наумова 12 мая 2011г. Подготовила учитель начальных классов Мирошниченко Э.Ю.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
УУД (универсальные учебные действия) в широком значении: - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальныеучебные действия (УУД) Универсальныеучебные Педагог – психолог МБОУ СОШ 3 поселка Эльбан Процкая Ольга Юрьевна.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Мартынова О.А.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Транксрипт:

Цель изучения модуля: освоение теоретических и методических основ диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся и составления ПППК как ориентира для проектирования образовательной программы

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач по формированию у слушателей: 1. Знаний о индивидуально-психологических особенностях личности (возрастных, типологических особенностях, особенностях познавательных процессов, личностных особенностях: эмоционально-волевой сферы, ценностных ориентаций, интересов, учебной мотивации, самооценки, рефлексии) и умений применять соответствующие диагностические методики; 2. умения составлять ПППК;

3. Понимание связи особенностей психических процессов и личностных характеристик учащихся с содержанием образования, способами и формами организации учебно- воспитательного процесса, проектируемыми в образовательной программе; 4. Умения проектировать образовательную программу (ее фрагмент, связанный с по формированием и развитием УУдействия) с учетом ПППК

Определение понятия «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Функции универсальных учебных действий создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Что дают универсальные учебные действия? 1. Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; 2. Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; 3 Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Виды универсальных учебных действий Типовые диагностические задачи Личностные универсальные учебные действия Самопознание и самоопределение. (темперамент,интересы,самооценка, способность к сотрудничеству, характер (экстраверсия-интроверсия, )) Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношение мира, окружающих людей, самого себя Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.РУСАЛОВА Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»,. «Методика выявления характера атрибуции успеха - неуспеха», методика Айзенка ПППК

Виды универсальных учебных действий Типовые диагностические задачи Личностные универсальные учебные действия Смыслообразование.Мотивация Действия позволяют сделать учения осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? ) «Незавершенная сказка» «Шкала выраженности учебно- познавательного интереса» «Опросник мотивации» ПППК

Нравственно-этическое оценивание. Рефлексия, самоконтроль. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников) Задания на оценку усвоение нормы взаимопомощи. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже). Задание на уровень моральной децентрации (Ж. Пиаже). Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами). Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А Карабановой), ПППК

Познавательные универсальные учебные знания Общеучебные универсальные действия. Внимание, восприятие, мышление. Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения. «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова),. Методика «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка). Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной), ПППК

Универсальные логические действия. Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательство. Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А. Шеминьска). Постановка и решение проблем. Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой). ПППК

Регулятивные универсальные учебные знания Самоконтроль, коррекция. Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала. «Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития регулятивных действий), «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля) ПППК

Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникация как взаимодействие. Толерантность, продуктивность общения. Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман и др.) ПППК

Коммуникация как кооперация. Действия обеспечивают возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться. Задание на совместную обучающую деятельность. ПППК

Алгоритм проведения диагностики УУД 1. Системный подход. Определение цели и задач изучения 1. Системный подход. Определение цели и задач изучения 2. Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД 2. Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития Подготовка диагностического инструментария Подготовка диагностического инструментария Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) Требования: Требования: А) проводится на 1-2 уроке А) проводится на 1-2 уроке Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики В) детям желательно сидеть по одному В) детям желательно сидеть по одному Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт Обработка и интерпретация результатов исследования. Обработка и интерпретация результатов исследования. Составление плана индивидуальной и групповой коррекционной- развивающей работы по формированию УУД Составление плана индивидуальной и групповой коррекционной- развивающей работы по формированию УУД

Недоверие к окружающему миру. Повышенный уровень тревожности, страхов, агрессивности. Сниженный контроль за собственным поведением. Противопоставление себя окружающему миру и др. Особенности развития современного ребенка.

Неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья. Увеличившаяся категория одаренных детей.

Особенности развития современного ребенка. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций. В иерархии ценностей эмоциональные и нравственные ценности уходят на последнее место.