МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка» п. Усогорск Дополнительная образовательная Программа дошкольного образования по формированию графо-моторных умений и навыков Учитель-логопед – Уланова Ольга Евгеньевна Стаж работы 11 лет
Актуальность: Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель: построение системы коррекционно- развивающей работы по формированию графо-моторных умений и навыков в детском саду, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Задачи: Выявить индивидуальные способности детей и уровень развития мелкой моторики. Создать условия для накопления двигательного и практического опыта. Развивать мелкую моторику руки, ручную умелость, плавность, точность и координацию движений пальцев рук. Подготовить руку ребенка к овладению графическими навыками письма. Формировать навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет. Срок обучения 2 года. Основными формами организации работы с детьми являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Ожидаемые результаты Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту. Формирование и развитие всех компонентов речи в соответствии с возрастом детей. Овладение разными видами трудовой деятельности. Умение создавать художественный образ своего изделия. Овладение приемами работы с разными предметами. Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия. Овладение нормами этики поведения в коллективе между детьми и взрослым.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: пальчиковая гимнастика конструирование оригами графические упражнения игры и действия с предметами
ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ ПРОВОЖУ В СОЧЕТАНИИ ДВИЖЕНИЙ С РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ. ПРОГОВАРИВАНИЕ СТИХОВ ОДНОВРЕМЕННО С ДВИЖЕНИЕМ ОБЛАДАЮТ РЯДОМ ПРЕИМУЩЕСТВ: РЕЧЬ КАК БЫ РИТМИЗУЕТСЯ ДВИЖЕНИЯМИ, ДЕЛАЕТСЯ БОЛЕЕ ГРОМКОЙ, ЧЁТКОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, А НАЛИЧИЕ РИФМЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Пальчиковые игры
- ХОРОШИЕ ПОМОЩНИКИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ, РАЗВИТЬ КООРДИНАЦИЮ - РАЗВИВАЮТ МОЗГ РЕБЁНКА -СТИМУЛИРУЮТ РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ФАНТАЗИЮ -ФОРМИРУЮТ ДОБРЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЁНКОМ
Киска ниточки мотала и клубочки продавала. ( Вращать руками, наматывая нить на клубок.) -Сколько стоят? (Вытянуть обе ладони вперёд.) -Три рубля. Покупайте у меня. (Показать три пальца. Сжать кулаки. Вытянуть обе руки вперёд.
Весёлый гном. Жил да был весёлый гном (дети поднимают руки над головой, изображая колпачок) С круглыми ушами. (описывают руками большие круги вокруг ушей) Он на сахарной горе (локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуют треугольник) Спал под воротами.(изобразить ворота) Вдруг откуда ни возьмись, Великан явился.(руки подняты над головой) Слопать гору он хотел, (поднять руки ко рту) Только подавился ! (дети смеются) Ну, а что ж весёлый гном? Так и спит глубоким сном. (дети изображают спящего гнома)
БЛАГОДАРЯ ПАЛЬЧИКОВЫМ ИГРАМ РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ СЕНСОРНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, У НЕГО РАЗВИВАЕТСЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ.
Графические упражнения и штриховка способствуют развитию: - МЕЛКИХ МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ РУКИ; - ГЛАЗОМЕРА; - ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ШТРИХОВОК ИСПОЛЬЗУЮ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ: -ДОРИСУЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗЦОМ; -ДОРИСУЙ ПО КЛЕТОЧКАМ ТОЧНО ТАКОЙ УЗОР; -ОБВЕДИ ШТРИХОВЫЕ ЛИНИИ, НЕ ОТРЫВАЯ КАРАНДАША ОТ БУМАГИ; -ПРОВЕДИ ЛИНИЮ ПО СЕРЕДИНЕ ДОРОЖКИ; -ОБВЕДИ ПО ТОЧКАМ И РАСКРАСЬ КАРТИНКУ; -ДОРИСУЙ УЗОРЫ; -ЗАШТРИХУЙ ЦИФРУ ВЕРТИКАЛЬНЫМИ ЛИНИЯМИ (ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ ЛИНИЯМИ, НАКЛОННЫМИ ЛИНИЯМИ); -СОЕДИНИ ТОЧКИ ПО ПОРЯДКУ;
1. Выполни узоры сплошной линией карандашами разного цвета. 2. Продолжи пунктирную линию вокруг рисунка.
Задание. Раскрась: Круги – синим цветом. Треугольники –зелёным. Прямоугольники – жёлтым. Квадраты –красным.
Использование оригами -ФОРМИРУЕТ ВООБРАЖЕНИЕ И АККУРАТНОСТЬ; -РАЗВИВАЕТ ЛОВКОСТЬ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК РЕБЁНКА.
Голова кота. Вот кошачья мордочка – Глазки – словно лодочки. Ушки – треугольные, И усы довольные.
Игры и действия с предметами
На основе проделанной работы, могу сделать следующий вывод: -у детей скоординированы движения руки и глаза; -дети не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно ручку и карандаш; -у детей сформированы внимание и контроль над собственными действиями; -у детей развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.