МАДОУ 81 «Солнышко» комбинированного вида Воспитатель: Катышева Елена Сергеевна Первая квалификационная категория Педагогический стаж работы: 6 лет
Рельефная лепка как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
АКТУАЛЬНОСТЬ Значение ручного труда в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста очень велико. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Комарова Т.С. считает, что лепка, как один из видов изобразительной деятельности, направлен а на развитие у дошкольников самостоятельности и активности в творчестве.
Разнообразный материал, используемый в детском творчестве, помогает всесторонне развить способности детей дошкольного возраста. Ситуации, возникающие в процессе изобразительной деятельности, дают ребенку большие возможности для общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Развиваются память, внимание, мышление, восприятие, речь ребенка. Рельефная лепка предполагает получение новых сведений о том или ином предмете и создание нового продукта. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости.
Тема рельефной лепки не достаточно хорошо проработана в методической литературе, поэтому я разработала систему работы по этому направлению. Работа начинается в младшем возрасте и ведется на протяжении всего дошкольного возраста, с учетов возрастных особенностей детей.
Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объёма и плоскости.
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через рельефную лепку. Задачи: - Развитие детского творчества. -Развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, воображения, мышления, речи. -Развитие интереса к передаче характерных признаков предметов. -Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции. -Развитие мелкой моторики, глазомера. -Воспитание интереса к сотрудничеству. - Воспитание художественного вкуса, самостоятельности, творческой активности.
В процессе реализации курса используются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации работы.
Сказки, игры-драматизации с использованием игрушек -поделок. В моей методической копилке есть сказки, игры- драматизации, придуманные вместе с детьми с использованием игрушек-поделок, изготовленных в технике рельефной лепке. Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают верно строить диалоги, положительно влияют на развитие связной речи, дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения.
Предметы, выполненные в технике рельефной лепки имеют многофункциональное значение. Их мы используем в четырех направлениях развития и образования детей: - социально-коммуникативном; - познавательном; - речевом; - художественно-эстетическом.
Поделки мы можем изготавливать и использовать не только в детском саду, но и дома в кругу семьи вместе с родителями…
Осенняя сказка
Есть свои радости в каждом виде творчества: всё дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь. Оноре де Бальзак