CASE-технологии на уроках информатики Группа 4
CASE -технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. Это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач-ситуаций (кейсов). Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.
К CASE-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.
Цель: научить обучающихся, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Данный метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году и прочно вошел в нашу жизнь.
Создание кейса В начале нужно ответить на три вопроса: 1. Для кого и чего пишется кейс? 2. Чему должны научиться дети? 3. Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид: Цель обучения Структурирование учебного материала Выбор организационных форм, методов и средств обучения
CASE -технологии: метод ситуационного анализа; Пример задания: Ситуация: Семья (из Х человек) собирается в поездку. Проанализировать: какие достопримечательности необходимо посетить (спортивные объекты, объекты культуры, отдыха); какую гостиницу выбрать (экономический аспект, близость к достопримечательностям); каким видом транспорта добраться до места (длина пути, продолжительность, экономический аспект).
Пример ситуационной задачи: Подготовка очередного тематического номера школьной газеты. Ситуация 1: Для очередного номера газеты надо подготовить репортаж (журналист). Оформление статьи. Учесть, что газета печатается в цвете. Ситуация 2: Обеспечить корректность подготовленных репортажей по языку и форме (редактор). Подготовка произведения к опубликованию (исправление и шлифовка содержания, языка и стиля рукописи) и организация опубликования. Ситуация 3: Верстка очередного номера газеты из подготовленных репортажей (верстальщик). Подогнать оформленные репортажи по определенным требованиям типографии.
Метод инцидентов Цель поиск информации для принятия решения самим слушателем, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу. «Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте, произошедшем в каком-нибудь сообществе. Сообщение может быть письменным или устным по типу: "Случилось или произошло..." Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения
CASE -технологии Пример задания для метода инцидента: В классе возник спор по вопросу «Кто сегодня дежурный?». Решение: Группы разрабатывают варианты правил, при которых не будет спорных ситуаций даже тогда, когда очередной дежурный отсутствует (дежурство по алфавиту, по партам, по парам, «скользящий» график и т.п.).
или метод «папки с входящими документами», или метод «информационный лабиринт», или «баскет-методом». При работе с такой технологией анализа ситуаций обучаемые получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, относящихся к определенной деятельности. Сам участник такого обучения выступает в роли лица, принимающего решение (в этой роли может выступить также малая группа). Цель упражнения для участника занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Метод ситуационно-ролевых игр Разыгрывание ролей - более простой, чем дидактическая игра, метод обучения по характеру имитируемой ситуации, количеству действующих лиц, однозначности принимаемых решений, контролю ситуации и поведения действующих лиц со стороны преподавателя, продолжительности занятия.
CASE -технологии метод ситуационно-ролевых игр Ситуация: В микрорайоне школы необходимо построить новое здание (детский сад, школу, спортивный объект и т.п.) Варианты решения задания: Учащиеся делятся на группы (архитекторы, экологи, экономисты), каждая из которых решает свои поставленные задачи (архитекторы - этажность зданий, особенности постройки; экологи – расположение сооружения, взаимодействие с окружающей средой; экономисты – обоснованность того или иного сооружения).
Ролевая игра «Магазин «Компьютерная техника» Цель игры: формирование умения «интегрирование информации». Участники игры: менеджер по продаже компьютерной техники; человек, который хочет купить эту технику; старший менеджер; Подготовительная часть игры: распределить роли; каждому участнику выдать инструкцию, описывающую его роль, и заготовленные буклеты; предоставить участникам игры время на продумывание «легенды».
Игровое проектирование Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Проект «Сочиняем сказки и истории» - У одного мальчика были два солдатика: один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил играть обоими солдатиками, но стеклянный ему нравился больше - он был сделан из очень красивого разноцветного стекла и всегда улыбался. В полночь игрушки оживали. Оказывается, оловянный солдат был злой и завистливый, а стеклянный - добрый. Оловянный солдат часто зло смеялся над стеклянным солдатиком. Он говорил, что стеклянный солдат очень хрупкий и не может быть полезен в настоящем бою. Однажды оловянный солдат задумал разбить стеклянного, чтобы быть единственным и любимым солдатиком мальчика..." Попробуй объяснить, как случилось, что стеклянный солдат остался цел и невредим, а оловянный поплатился за свое коварство.
Пример технологической карты Фаза работы Действия учителя Действия учащегося До занятия 1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы. 3. Разрабатывает сценарий урока. 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы. 2. Самостоятельно готовится к занятию. Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на подгруппы. 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решения. 3. Принимает или участвует в принятии решений. После занятий 1. Оценивает работу учащихся 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. 1. Составляет письменный отчет (проект) по данной теме.