Модест Петрович Мусоргский
В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года. В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки с выставки». Сюита написана Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана. Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения,изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. Мусоргского с Гартманом связывали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича
В 1874 году, по инициативе вернувшегося Стасова была организована посмертная выставка произведений Гартмана, на которой были представлены его работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были и некоторые изделия, сделанные руками художника, щипцы для раскалывания орехов, часы в виде избушки на курьих ножках и т. п. Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского. Он решил написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения покойного художника.
В сюите «Картинки с выставки» Композитор поставил перед собой оригинальную задачу отобразить инструментальными средствами содержание картин, рисунков Архитектурных проектов Гартмана.Цикл состоит из десяти пьес, объединенных связками «прогулками». Цикл «Картинки с выставки»- новое оригинальное явление в мировой фортепианной литературе, новый тип программ- ной сюиты.Существует несколько оркестровых переложений этого произведения. Наиболее известно оркестровое переложение Равеля.
Сюита: (франц.suite- ряд,последовательность) Состоит из нескольких частей- танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом.
Содержание: 1. Прогулка 2. Гном 3. Прогулка 4. Старый замок 5. Прогулка 6. Тюильри 7. Быдло 8. Прогулка 9. Балет невылупившихся птенцов 10. Два еврея: богатый и бедный 11. Лимож. Рынок 12. Катакомбы. Римская гробница 13. С мёртвыми на мёртвом языке 14. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) 15. Богатырские ворота
Прогулка Широко, вольно звучит музыка «Прогулки», мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки. Ясно чувствуется русский характер музыки, и не удивительно: ведь перед нами работы русского художника
Гном Ему свойственны причудливые, изломанные интонации,, напряженные гармонии, прозрачная оркестровка с использованием челесты и арфы. Уродливый, забавный карлик семенит на своих коротеньких ножках, иногда спотыкаясь, иногда неловко подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм, резкие скачки, внезапные паузы-все это ярко рисует фантастический и таинственный образ. Но дальше музыка изменяется: композитор хочет показать нам больше, чем художник...
Старый замок «Прогулка», существенно сокращенная по сравнению с начальной, переводит слушателя к следующей картинке «Старому замку». Два фагота и контрабас запевает меланхоличную серенаду. Мелодия переходит к саксофону с его характерным выразительным тембром, потом распевается другими инструментами под аккомпанемент, имитирующий звучание лютни.
«Тюильрийский сад» или «Ссора детей после игры» Это живое, радостное скерцо, пронизанное веселым гомоном, беготней, добродушной воркотней нянек. Оно проносится быстро, сменяясь ярким контрастом
Быдло Гартман изобразил под этим названием запряженную волами тяжелую телегу на огромных колесах. Здесь господствует мерное движение с тяжеловесными аккордами; на его фоне туба запевает протяжную тоскливую песню, в которой, однако, чувствуется угрюмая скрытая сила. Постепенно звучность ширится, нарастает, а затем стихает, словно повозка скрывается вдали.
Балет невылупившихся птенцов Очередная «Прогулка» в измененном виде с темой в высоком флейтовом регистре подготавливает к «Балету невылупившихся птенцов» очаровательному грациозному скерцино с причудливыми гармониями, прозрачной оркестровкой, многочисленными форшлагами, имитирующими птичий щебет.
Два еврея: богатый и бедный Резко контрастирует Балету бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея богатый и бедный». Стасов писал о ней: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу...» Сценка строится на сопоставлении властных энергичных интонаций деревянной и струнной групп и соло трубы с сурдиной с общим движением мелкими триолями, с мордентами и форшлагами, вьющейся вьюном, как бы захлебывающейся жалобной скороговоркой. Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по колориту дуэт.
Лимож. Рынок. «Лимож. Рынок. (Большая новость)» название следующего номера. Первоначально композитор предварял его программой: «Большая новость: господин Пьюсан- жду только что нашел свою корову Беглянку. Но лиможские кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что госпожа Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы, между тем как у господина Панта-Панталео- на мешающий ему нос остается все время красным, как пион». Это блестящее каприччио, основанное на непрерывном суетливом движении с капризными, изменчивыми, дразнящими интонациями, перекличками инструментов, частой сменой динамики, завершающееся tutti фортиссимо кумушки дошли до экстаза в своей болтовне. Но все резко обрывается фортиссимо тромбонов и тубы, интонирующих один звук си.
Катакомбы.Римская гробница Без перерыва, attacca, резким контрастом вступает следующий номер «Катакомбы (Римская гробница)». Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких, рисующих мрачное подземелье в таинственном свете фонаря. На картине, по свидетельству Стасова, художник изобразил самого себя, с фонарем в руке осматривающего катакомбы. Этот номер как бы вступление к следующему, наступающему без перерыва «С мертвыми на мертвом языке». В рукописи композитор написал: «Латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо засветились». В скорбном си миноре звучит измененная тема «Прогулки» в обрамлении тихих тремоло и аккордов духовых, напоминающих хорал.
Катакомбы
Избушка на курьих ножках (Баба Яга) «Избушка на курьих ножках» снова подчеркнутый контраст. Ее начало живописует стремительный полет Бабы-Яги на помеле: широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение. Средний эпизод в более камерном звучании наполнен таинственными шорохами, настороженными звучаниями. Оригинальна оркестровка: на фоне непрерывных тремолирующих звуков флейт тему Бабы Яги, состоящую из кратких попевок и сформированную еще в первом разделе, интонируют фагот и контрабасы. Потом она появляется у тубы и низких струнных в сопровождении тремоло и пиццикато струнных, отдельных аккордов челесты, в то время, как у арфы звучит ее измененный вариант. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшбы. И снова стремительный полет.
Богатырские ворота Без перерыва, attacca, вступает финал «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)». Это музыкальное воплощение архитектурного проекта киевских городских ворот, которые Гартман видел в древнерусском стиле, с аркой, украшенной Старинным шлемом и надвратной церковью. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститься», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Заключает номер, как и весь цикл,торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием оркестра.