Проект «Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода в начальной школе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Advertisements

«Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации федерального государственного стандарта.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» КОНКУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, АКТИВНО ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Муниципального.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
МОУ Юго- Камская средняя общеобразовательная школа Пермского района Проект модернизации основной школы «Школа развития и становления личности» 2011 год.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
ОКРУЖНОЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ « ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ : АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД » Цель : - обсуждение вопросов адаптации учащихся в школе; - обмен опытом и.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Качество образования каждому ученику. Качество образования – масштабное и многогранное понятие, которому придается особое значение в современных условиях.
Цель Программы – обеспечить развитие, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и безопасность обучающихся образовательного.
Транксрипт:

Проект «Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода в начальной школе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 г.Томска (МБОУ СОШ 2 г.Томска)

Наименование проектаРаздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода в начальной школе РазработчикиДиректор, заместители директора, руководитель МО начальных классов, сотрудники Института культуры и психологического факультета ТГУ Сфера реализации проекта- образовательный процесс в начальной школе - организация обучения по гендерному признаку с целью повышения качественных показателей обучения, сохранения и развития психофизического здоровья обучающихся. О проекте

Основные этапы, формы обсуждения, принятия проекта, сроки реализации проекта Подготовка и разработка – январь-май 2012 г. Обсуждение на методическом совете и утверждение на педагогическом совете - май 2012 г. Сроки реализации – июнь 2012 г. – июнь 2016 г. ЦельСоздание гендерно - ориентированной системы обучения с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствующей повышению качественной успеваемости, гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.

Задачи проекта Задачи: - изучить зарубежный и отечественный опыт внедрения и реализации раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода в общеобразовательных учреждениях; - выделить особенности гендерного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей развития мальчиков и девочек и на их основе повысить качественные показатели обучения в младших классах; - создать модель обучения и воспитания обучающихся в соответствии с гендерными и половозрастными особенностями, определяющую оптимальные психолого- педагогических условия, способствующие развитию потенциала личности мальчиков и девочек на начальной ступени обучения.

Ожидаемые результаты - инновационное обновление организации и совершенствования содержания образовательного процесса в начальном звене школы через создание гендерно- ориентированной системы обучения; - повышение качества образования в младших классах через дифференциацию обучения с учетом гендерного подхода; - создание условий для развития личности обучающихся, формирования внутренней позиции как мотивационного центра, обеспечивающего направленности ребенка на учебу, здоровый образ жизни и нравственное развитие; - повышение эффективности управления образовательным процессом за счет взаимодействия с образовательным сообществом и социальными партнерами; - создание положительного имиджа школы в микрорайоне и городе, распространение опыта организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода.

О проекте Важнейшие целевые показатели и индикаторы Снижение школьных и социальных страхов, повышение познавательной мотивации и рост качества знаний, повышение нравственного развития Этапы реализации проекта 1 этап – уч.г.- организационный, набор экспериментальных классов 2 этап – уч.г. – практический, организация учебно-воспитательного процесса на основе гендерного подхода 3 этап – уч.г. – обобщающий, экспертная оценка результатов обучения

Управление и мониторинг Порядок управления реализацией проекта Управление и контроль осуществляется Управляющим советом и администрацией школы согласно функциональным обязанностям и плана работы школы, которые представляют отчеты о ходе и результатах реализации проекта в отдел развития департамента образования Мониторинг результатов реализации проекта - психолого-педагогическая диагностика личностных особенностей обучающихся; - мониторинг качества обучения; - мониторинг воспитанности и развития личности обучающихся.

Краткая аннотация проекта разработан в МБОУ СОШ 2 г. Томска для изменения организации и совершенствования содержания образовательного процесса в начальной школе с целью повышения качественной успеваемости, сохранения и развития психофизического здоровья обучающихся. В этом заключается актуальность данного проекта для школы.

Состояние качественной успеваемости в учреждении связано со многими факторами, но основной из них – это здоровье обучающихся. Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. Такие возможности может дать гендерный подход в обучении и воспитании, в основу которого заложена идея о том, что учет полоролевых особенностей обучающихся способствует сохранению психофизического здоровья в форме максимальной реализации их личностных склонностей и способностей. Основываясь на исследования ученых-психологов, в классах раздельного обучения быстрее проходит адаптация обучающихся к школьной жизни, глубже формируются коммуникации и ключевые компетентности, растет качественная успеваемость и обучающиеся реально ощущают свою успешность, а это одна из главных составляющих запроса родителей к общеобразовательному учреждению.

Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода в школе учитывает приоритетные задачи Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы, среди которых - обеспечение инновационного характера образования. Проект позволит успешно решать задачи, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и Концепции - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Проект разрабатывался с учетом основных направлений развития общего образования. Во-первых, содержание образования на основе требований новых образовательных стандартов, которые предусматривают не только качественные изменения в учебной работе, но и обеспечение в начальных классах внеурочной занятости детей. В школе имеется основная образовательная программа начального общего образования на гг., где представлены содержание и особенности образовательных программ («Школа 2100», «Школа России») по обучению детей младшего школьного возраста с учетом введения ФГОС, автор программы Никуленко Н.М., зам. директора по УВР, учитель начальных классов. В основе реализации программы заложен системно-деятельностный подход в обучении и внеучебной деятельности. В дальнейшем организация внеурочной деятельности планируется с введением занятий детских объединений, связанных с воспитанием и развитием гендерных качеств (образовательные программы «Школа вежливости» - для девочек, «Школа мужества» - для мальчиков» и др.).

Во-вторых, это развитие системы поддержки талантливых детей. Для этого создаются определенные условия: - оформляется документация на здание школы по адресу: пр. Ленина, 177, на базе которого планируется открыть эстетический центр, где будут размещены кабинеты музыки, технологии, изобразительного искусства, дошкольного отделения, игровой зал; - администрацией проводится организационная и методическая работа с кадровым составом: учителями начальных классов, педагогом-психологом, логопедом и др.; - по договорам о совместной деятельности привлекаются специалисты из других образовательных учреждений: Института культуры ТГУ, психологического факультета ТГУ, кафедры сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО, ИМЦ г.Томска, центра «Альтернатива» ДДиЮ «Факел», ДДиЮ «Наша гавань», ДЮЦ «Звездочка» и др.; - разрабатываются образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности по ФГОС.

В-третьих, особое внимание уделяется повышению квалификации учителей начальной школы, педагога-психолога, логопеда. Кафедра сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО с 18 по 30 июня 2012 года проводит курсы повышения квалификации (72 час.) по гендерному обучению для педагогического и управленческого персонала СОШ 2, всего пройдут обучение 10 чел. Учебные модули включают в себя: – гендерное обучение, гендерное образование, гендерное воспитание; - психологическое обоснование и исследования гендерного обучения в школе (работоспособность, эмоциональный статус, невротизация и др. особенности); - модель раздельного обучения девочек и мальчиков: теория и практика; - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в классе раздельного обучения; - психолого-педагогическая работа с родителями обучающихся гендерных классов. Разрабатывается программа обучения, которая будет реализована в течение учебного года, в рамках которой пройдут обучающие семинары для учителей начальной школы по возрастной психологии мальчиков и девочек с выработкой рекомендаций для родителей (по договору о сотрудничестве с группой психологов центра «Альтернатива» ДДиЮ «Факел»). Кроме того, учителя, работающие в гендерных классах, будут получать консультации у сотрудников кафедры психологии ТГУ.

В-четвертых, раздельное обучение девочек и мальчиков ориентировано на сохранение и укрепление здоровья школьников, планируется проведение диагностических исследований первоклассников совместно с МБЛПУ ДГБ 2 поликлиника 2. Кроме того, по мнению психологов, гендерный подход в учебной и воспитательной практике актуален в применении как способ возможной профилактики феномена нарастающей психофизической дисфункциональности. Учет половозрастных особенностей детей младшего школьного возраста способствует здоровьесбережению обучающихся, а этот показатель является одним из основных по запросам родителей.

В-пятых, проведение предварительных исследований в форме анкетирования с родителями будущих первоклассников показывают, что 35% родителей положительно восприняли информацию об организации образовательного процесса с раздельным обучением девочек и мальчиков, 50% - скорее «за», чем «против», 15% - скорее «против», чем «за» (среди которых 9% родителей проживают не по микрорайону школы). На проведенном общешкольном собрании родители отметили положительные стороны воспитательной работы и внеурочной деятельности, предусмотренные при введении раздельного обучения девочек и мальчиков.

Аналитическое обоснование (SWOT – анализ) Сильные стороны: - Постоянный пед. коллектив - Традиции школы - Комфортные условия для обучения - Индивидуальный подход - Местоположение (центр) Слабые стороны: - Низкие показатели успеваемости - Особенность контингента обучающихся - Недостаточный уровень культуры - Внедрение новых технологий, методик и др. - Недостаток мат.-техн базы - Нет единой психолого-пед. системы Возможности: - Эффективное управление развитием учреждения - Повышение квалификации учителей - Привлечение соц. Партнеров - Использование потенциала окр. среды - Приобщение социума к участию в жизни школы Угрозы: - Изменение статуса школы (перевод в основную) - Конкуренция др.школ 3,16 - Снижение бюджетного финансирования - Рост социально-неблагополучных семей - Старение пед. коллектива

Основная идея инновационного развития Создание условий для самореализации личности ребенка с учетом трех уровней: - интеллектуального; - физического; - нравственного. Это концептуальная идея школы, воплощаемая через гендерный подход в обучении.

Условия, обеспечение, сопровождение реализации проекта: Материально-техническая база; Кадровый состав; Система социального партнерства; Психолого-педагогическое сопровождение проекта.

Система социального партнерства: Социальные партнерыСпециалисты учреждений Мероприятия по реализации проекта 1Институт культуры ТГУНаучный руководитель проекта Научно-методическое сопровождение проекта, исследование гендерных взаимоотношений (в настоящее время обучается в докторантуре). 2Психологический факультет ТГУ Преподаватели, студенты 5 курса Разработка критериев, их измерение - развитие памяти, мышления, мелкой моторики, показатели психофизического здоровья, межличностные отношения для проведения контрольных обследований, проведение консультаций. 3Кафедра сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО Сотрудники кафедрыКонсультации по профессиональной компетентности, курсы повышения квалификации участников проекта, сопровождение инновационных практик. 4МАОУ ИМЦ г.ТомскаМетодисты, курирующие учителей начальной школы, педагогов-психологов, учителей логопедов и др. Методическое сопровождение участников проекта, консультирование по программам обучения начальной школы, по диагностическим материалам и др.. 5Центр «Альтернатива» ДДиЮ «Факел» Педагоги-психологиПод руководством педагогов-психологов центра проводятся контрольные обследования, анализируются результаты, динамика изменений, работа с родителями. 6ДДиЮ «Наша гавань», ДЮЦ «Звездочка» Педагоги дополнительного образования Организация внеурочной деятельности по образовательным программам «Школа вежливости» для девочек, «Школа мужества» - для мальчиков и др. 7МБЛПУ ДГБ 2 поликлиника 2 Медицинские работники Организация и проведение медицинских обследований, создание информационной системы мониторинга здоровья детей, выработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организация диспансеризации и вакцинации детей, консультирование учителей и родителей.

Постановка проблемы: Процессы модернизации в области образования ставят перед общеобразовательными учреждениями конкретные задачи, среди которых вопрос о поиске таких форм и методов работы с детьми, которые бы существенно повышали качество общеобразовательной подготовки обучающихся, способствовали сохранению и укреплению здоровья, формировали адекватную жизненную позицию школьников, ориентировали их на личностное самоопределение, способствовали выбору идеалов и жизненных целей.

Постановка проблемы Состояние качественной успеваемости в учреждении и психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. Такие возможности может дать ставший популярным в последнее время гендерный подход в обучении и воспитании, в основу которого заложена идея о том, что учет полоролевых особенностей обучающихся способствует сохранению психофизического здоровья в форме максимальной реализации их личностных склонностей и способностей. Кроме того, по исследованиям ученых-психологов, в классах раздельного обучения быстрее проходит адаптация обучающихся, глубже формируются коммуникации и ключевые компетентности, растет качественная успеваемость и обучающиеся реально ощущают свою успешность, а это одна из главных составляющих запроса родительской общественности к общеобразовательному учреждению.

Постановка проблемы: Поиск новых путей для решения многих вопросов в образовании заставляет обратить взор в прошлое, переосмыслить опыт прошлых поколений. Как говорят «новое – это забытое старое». Использовать важно только то, что может улучшить образовательный процесс, повысить качественную успеваемость, изменения нужно вводить постепенно, к инновационным процессам должны быть готовы и учителя, и родители, и школьники. Из истории нашей школы мы выяснили, что в самые первые годы в здании размещались два Владимирских училища – женское и мужское. Раздельное обучение мальчиков и девочек в образовательных учреждениях прошлых лет было повсеместным, это было связано с неравноправием женщин и мужчин, с распределением конкретных социальных функций для каждого пола.

Постановка проблемы: Идея о раздельном обучении в классах девочек и мальчиков на основе гендерного подхода стала для проектной группы ключом к его изучению. Сейчас организация образовательного процесса, построенная на гендерном подходе, используется не только в странах Европы и Америки, опыт такого обучения есть и в отдельных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Арзамас и др.). В городе Томске такой практики нет, за исключением Кадетского корпуса, где обучаются только мальчики. Творческая группа изучила историю и научные исследования в области раздельного обучения в России, определила преимущества и недостатки. В настоящее время в условиях упадка семейных ценностей, которые необходимо возрождать, на первый план выдвигается именно этот аспект, поскольку формирование здорового полноценного общества связанно с институтом семьи и брака.

Исследования ученых – психологов: Исторический опыт показывает, что такое обучение вполне успешно существовало на протяжении достаточно большого количества времени. В дальнейшем в нашей стране как отклик на влияние времени существовало бесполое обучение, результаты которого особенно заметны в последнее время. Гендерно – ориентированное обучение и воспитание обучающихся являются предметом комплексного научного исследования во многих странах мира. В США, например, еще в 1965 году был создан специальный Совет, координирующий усилия ученых, врачей и педагогов по вопросам социальной адаптации школьников, усвоения ими социальных ценностей и норм, регулирующих поведение мальчиков и девочек. Постепенное осознание педагогической общественностью России важности изучения данной проблемы началось только в последние десятилетия XX века. Пример: Дети по-разному играют: для мальчиков типичное действие игры происходит явно, во внешнем плане – это авария, катастрофа, война, строительство и т.п. Для девочек же самое главное случается внутри; отсюда интерес к тому, что происходит внутри построенного домика, в замке, окруженном рвом, в кастрюле, стоящей на огне, и т.д. Осознанно и бессознательно поощряя одни формы поведения и оттормаживая другие, можно регулировать процесс маскулинизации- феминизации ребенка.

Исследования ученых – психологов: Другой подход, когнитивно-генетический, полоролевое развитие связывает со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом необязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол. Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то гендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются. Таким образом, биологический подход черты личности ребенка выводит непосредственно из его половой принадлежности, обусловленной генетическими данными, а психологический – ведущее значение приписывает научению в системе половой принадлежности.

Условные различия мальчиков и девочек: РазличияДевочкиМальчики Различия на психологическом уровне - более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма; - имеют преимущественно долговременную память; - развито наглядно-образное мышление; - адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы; - легче переносят эмоциональный стресс; - субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания. - более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов; - имеют преимущественно кратковременную память; - обладают абстрактным мышлением; - легкая адаптация к окружающей среде; - с трудом переносят стресс; - объективная самооценка.

Условные различия мальчиков и девочек: РазличияДевочкиМальчики Различия на физическом уровне - меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; - быстрее развивают точность и координацию движений; - визуальное восприятие информации происходит по горизонтали - большая масса тела и физическая сила; - менее развита точность и координация движений; - доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали Различия на когнитивном уровне - доминирует количественный подход к изучению учебного материала; - стройность и четкость анализа; - склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону; - скорость внимания ниже, чем у мальчиков; - пристрастие к монологу и повествованию. - доминирует качественный подход к изучению учебного материала; - синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе; - высокая скорость концентрации внимания; - склонность к диалогу и дискуссионной деятельности.

Условные различия мальчиков и девочек: РазличияДевочкиМальчики Различия на поведенческом уровне - скрытны, послушнее, приветливее; - раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие; - высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; - слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь, рассказывать стихи. - более оптимистичны, открыты; - показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; - низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; - более четкое визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, лепить, вырезать, конструировать

Исследования ученых - психологов Также стоит отметить, что влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. Таким образом, зарубежная и отечественная психологическая наука обосновала существование различий между полами. На основе данных изысканий возникла наука гендерология. Гендерный подход в учебной и воспитательной практике актуален в применении как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности. Учет половозрастных особенностей способствует здоровьесбережению обучающихся

Ученые предлагают при введении раздельного обучения девочек и мальчиков рассматривать положительные и отрицательные стороны раздельного обучения: Положительные стороны раздельного обучения Отрицательные стороны раздельного обучения Психологическая комфортность для обучающихсяАкцентируется неравенство возможностей в обучении Выше успеваемостьЗакрепляются гендерные стереотипы Ниже заболеваемость среди обучающихсяОщущается недостаток опыта общения с противоположным полом Выполнение заказа родителейИдеализируются отношения между мужчинами и женщинами Снижается подростковая депрессияОриентация девочек на самореализацию в области материнства Более адекватная оценка своего полаМенее творческая атмосфера в гендерных классах Более адекватная позитивная самооценкаНедостаточная подготовленность учителей (перенос своих гендерных проблем и гендерных стереотипов) Снижается страх оценки со стороны противоположного полаЗакрепляется на уровне сознания половая дифференциация Снижается роль оценочных стереотипов со стороны учителейПротиворечия общемировым тенденциям к совмещению мужских и женских ролей Отсутствует напряженные отношения в классеАкцентируется неравенство возможностей в обучении Удобно работать учителюВозрастает роль установок учителя

Стратегия, методы и механизм реализации проекта: Стратегия и тактика перехода начальной школы в новое состояние включает в себя и определенные формы деятельности, среди которых выделяются организационные и содержательные. Организационные формы включают комплектование классов, учебный план, распределение кабинетов и нагрузки учителей, выбор образовательной программы, погружение в организацию всех участников образовательного процесса – обучающихся, учителей и родителей, в том числе и родителей будущих первоклассников, с которыми проводилась предварительная организационная работа. Содержательные формы включают методическую, психолого-педагогическую работу с родителями обучающихся, образовательный процесс, включающий учебную деятельность по основной образовательной программе и воспитательную работу.

Раздельное обучение девочек и мальчиков включает деятельность по четырем модулям: 1. Организационно-деятельностный модуль. 2. Психофизиологический модуль. 3. Содержательный модуль. 4. Временной модуль.

Организационно- деятельностный модуль персонализация учебного места; равнозначность гендерной знаково-символьной информации; изучение учителем психолого-физиологических особенностей обучающихся разного пола; формирование гендерной культуры учителя; организация внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования детей.

Психофизиологический модуль отслеживание уровня адаптивности, тревожности, интеллекта, мотивации, креативности (в каждом классе); динамика физиологического развития обучающихся; обеспечение учителем психологического комфорта обучающихся во время урочной и внеурочной деятельности.

Содержательный модуль активизация субъективной гендерной позиции (возможность самореализации через урочную и внеурочную деятельность); развивающее уровневое обучение (современные педагогические технологии); активизация феминных и маскулинных образов (в зависимости от классов); повышение качества успеваемости через личностную мотивацию обучающихся.

Временной модуль учет возрастных и гендерных особенностей развития мальчиков и девочек; создание внешних условий с опорой на мотивы и интересы школьников в зависимости от стиля обучения, способа мышления (система учебной и воспитательной деятельности учителя)

Образовательная система в начальной школе строится на основе внедрения и использования следующих педагогических технологий: Технология личностно-ориентированного подхода в образовании. Технология развивающего обучения. Технология дифференцированного обучения. Здоровьесберегающая технология. Технология мониторинга успеваемости обучающихся. Технология мониторинга результатов развития личности и коллектива.

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с новыми ФГОС: Поставленные программой цели и задачи реализуются через образовательные программы «Школа 2100», «Школа России» и соответствующие им УМК. Выбор УМК «Школа 2100», «Школа России» обоснован тем, что: - УМК «Школа 2100» и «Школа России» соответствуют ФГОС НОО; - содержание учебников 1-4 классов (федеральный перечень), рекомендуют способы организации учебной деятельности и формы взаимодействия участников образовательного процесса и направлены на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов ООП НОО; - учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность обучающихся по откры­тию и усвоению новых знаний; - обеспечивают деятельностный подход; - организация учебного материала построена в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач; - учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника; - учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся.

Механизм реализации цели и задач проекта Цель и задачи проектаМеханизм реализации Цель: Создание гендерно-ориентированной системы обучения с учетом психолого- возрастных особенностей обучающихся, способствующей повышению качественной успеваемости, гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек. 1. Совершенствование работы психолого-педагогической системы учреждения. 2. Внедрение научно-методического сопровождения учителей и педагогов в освоении современных педагогических технологий образования. 3. Создание условий для гендерно – ориентированной системы образования. 4. Разработка нормативных документов учреждения по организации деятельности творческой группы учителей начальных классов и педагогов – участников проекта по тематике проекта. 5. Повышение квалификации педагогов на кафедре сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО. Задачи: 1. Изучить зарубежный и отечественный опыт внедрения и реализации раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода в общеобразовательных учреждениях. 1. Изучение материалов зарубежных и отечественных исследований, связанных с гендерным подходом в обучении детей младшего школьного возраста. 2. Организация переписки со школами России, внедряющих раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода. 3. Использование положительного опыта внедрения и реализации раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода в общеобразовательных учреждениях. 2. Выделить особенности гендерного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей развития мальчиков и девочек и на их основе повысить качественные показатели обучения в младших классах. 1. Организация работы творческой группы учителей и педагогов по разработке критериев психологической диагностики обучающихся гендерных классов. 2. Проведение контрольных исследований и составление рекомендаций для учителей, педагогов и родителей. 3. Проведение образовательного процесса с учетом составленных рекомендаций. 3. Создать модель обучения и воспитания обучающихся в соответствии с гендерными и половозрастными особенностями, определяющую оптимальные психолого- педагогических условия, способствующие развитию потенциала личности мальчиков и девочек на начальной ступени обучения. 1. Создание психолого-педагогической системы, ориентированной на изучение развития личности обучающихся начальной школы. 2. Освоение и активное применение на практике учителями и педагогами – участниками проекта современных педагогических технологий образования. 3. Разработка и внедрение гендерно – ориентированной системы обучения в начальной школе, проведение и обобщение результатов исследований, наблюдение за динамикой изменения качественной успеваемости обучающихся в начальной школе.

Показатели эффективности проекта: Ожидаемый результатПоказатели эффективности проекта Инновационное обновление организации и совершенствования содержания образовательного процесса в начальном звене школы через создание гендерно- ориентированной системы обучения. 1. Совершенствования работы психолого-педагогической системы учреждения. 2. Повышение квалификации педагогов на кафедре сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО. 3. Практическое применение новых технологий в образовательной деятельности. Повышение качества образования в младших классах через дифференциацию обучения с учетом гендерного подхода. 1. Проведение контрольных исследований и составление рекомендаций для учителей, педагогов и родителей. 2. Проведение образовательного процесса с учетом составленных рекомендаций. Создание условий для развития личности обучающихся, формирования внутренней позиции как мотивационного центра, обеспечивающего направленности ребенка на учебу, здоровый образ жизни и нравственное развитие. 1. Открытие эстетического центра СОШ 2 по адресу: пр. Ленина, Организация внеурочной деятельности с обучающимися по ФГОС второго поколения. 3. Изучение уровня воспитанности и развития личности обучающихся гендерных классов начальной школы. Повышение эффективности управления образовательным процессом за счет взаимодействия с образовательным сообществом и социальными партнерами 1. Разработка нормативных документов учреждения по взаимодействию с социальными партнерами. 2. Привлечение социальных партнеров в образовательный процесс. Создание положительного имиджа школы в микрорайоне и городе, распространение опыта организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода. 1. Привлечение в школу обучающихся и родителей, мотивация которых направлена на получение качественного образования в начальной школе, обучение и воспитание на основе гендерного подхода.

Критерии результативности проекта - рост качества успеваемости обучающихся гендерных классов; - развитие личности, культуры и воспитанности обучающихся; - повышение квалификации учителей начальных классов; - изменение имиджа школы в микрорайоне и городе.