Проект «Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода в начальной школе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 г.Томска (МБОУ СОШ 2 г.Томска)
Наименование проектаРаздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода в начальной школе РазработчикиДиректор, заместители директора, руководитель МО начальных классов, сотрудники Института культуры и психологического факультета ТГУ Сфера реализации проекта- образовательный процесс в начальной школе - организация обучения по гендерному признаку с целью повышения качественных показателей обучения, сохранения и развития психофизического здоровья обучающихся. О проекте
Основные этапы, формы обсуждения, принятия проекта, сроки реализации проекта Подготовка и разработка – январь-май 2012 г. Обсуждение на методическом совете и утверждение на педагогическом совете - май 2012 г. Сроки реализации – июнь 2012 г. – июнь 2016 г. ЦельСоздание гендерно - ориентированной системы обучения с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствующей повышению качественной успеваемости, гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.
Задачи проекта Задачи: - изучить зарубежный и отечественный опыт внедрения и реализации раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода в общеобразовательных учреждениях; - выделить особенности гендерного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей развития мальчиков и девочек и на их основе повысить качественные показатели обучения в младших классах; - создать модель обучения и воспитания обучающихся в соответствии с гендерными и половозрастными особенностями, определяющую оптимальные психолого- педагогических условия, способствующие развитию потенциала личности мальчиков и девочек на начальной ступени обучения.
Ожидаемые результаты - инновационное обновление организации и совершенствования содержания образовательного процесса в начальном звене школы через создание гендерно- ориентированной системы обучения; - повышение качества образования в младших классах через дифференциацию обучения с учетом гендерного подхода; - создание условий для развития личности обучающихся, формирования внутренней позиции как мотивационного центра, обеспечивающего направленности ребенка на учебу, здоровый образ жизни и нравственное развитие; - повышение эффективности управления образовательным процессом за счет взаимодействия с образовательным сообществом и социальными партнерами; - создание положительного имиджа школы в микрорайоне и городе, распространение опыта организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода.
О проекте Важнейшие целевые показатели и индикаторы Снижение школьных и социальных страхов, повышение познавательной мотивации и рост качества знаний, повышение нравственного развития Этапы реализации проекта 1 этап – уч.г.- организационный, набор экспериментальных классов 2 этап – уч.г. – практический, организация учебно-воспитательного процесса на основе гендерного подхода 3 этап – уч.г. – обобщающий, экспертная оценка результатов обучения
Управление и мониторинг Порядок управления реализацией проекта Управление и контроль осуществляется Управляющим советом и администрацией школы согласно функциональным обязанностям и плана работы школы, которые представляют отчеты о ходе и результатах реализации проекта в отдел развития департамента образования Мониторинг результатов реализации проекта - психолого-педагогическая диагностика личностных особенностей обучающихся; - мониторинг качества обучения; - мониторинг воспитанности и развития личности обучающихся.
Краткая аннотация проекта разработан в МБОУ СОШ 2 г. Томска для изменения организации и совершенствования содержания образовательного процесса в начальной школе с целью повышения качественной успеваемости, сохранения и развития психофизического здоровья обучающихся. В этом заключается актуальность данного проекта для школы.
Состояние качественной успеваемости в учреждении связано со многими факторами, но основной из них – это здоровье обучающихся. Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. Такие возможности может дать гендерный подход в обучении и воспитании, в основу которого заложена идея о том, что учет полоролевых особенностей обучающихся способствует сохранению психофизического здоровья в форме максимальной реализации их личностных склонностей и способностей. Основываясь на исследования ученых-психологов, в классах раздельного обучения быстрее проходит адаптация обучающихся к школьной жизни, глубже формируются коммуникации и ключевые компетентности, растет качественная успеваемость и обучающиеся реально ощущают свою успешность, а это одна из главных составляющих запроса родителей к общеобразовательному учреждению.
Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода в школе учитывает приоритетные задачи Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы, среди которых - обеспечение инновационного характера образования. Проект позволит успешно решать задачи, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и Концепции - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Проект разрабатывался с учетом основных направлений развития общего образования. Во-первых, содержание образования на основе требований новых образовательных стандартов, которые предусматривают не только качественные изменения в учебной работе, но и обеспечение в начальных классах внеурочной занятости детей. В школе имеется основная образовательная программа начального общего образования на гг., где представлены содержание и особенности образовательных программ («Школа 2100», «Школа России») по обучению детей младшего школьного возраста с учетом введения ФГОС, автор программы Никуленко Н.М., зам. директора по УВР, учитель начальных классов. В основе реализации программы заложен системно-деятельностный подход в обучении и внеучебной деятельности. В дальнейшем организация внеурочной деятельности планируется с введением занятий детских объединений, связанных с воспитанием и развитием гендерных качеств (образовательные программы «Школа вежливости» - для девочек, «Школа мужества» - для мальчиков» и др.).
Во-вторых, это развитие системы поддержки талантливых детей. Для этого создаются определенные условия: - оформляется документация на здание школы по адресу: пр. Ленина, 177, на базе которого планируется открыть эстетический центр, где будут размещены кабинеты музыки, технологии, изобразительного искусства, дошкольного отделения, игровой зал; - администрацией проводится организационная и методическая работа с кадровым составом: учителями начальных классов, педагогом-психологом, логопедом и др.; - по договорам о совместной деятельности привлекаются специалисты из других образовательных учреждений: Института культуры ТГУ, психологического факультета ТГУ, кафедры сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО, ИМЦ г.Томска, центра «Альтернатива» ДДиЮ «Факел», ДДиЮ «Наша гавань», ДЮЦ «Звездочка» и др.; - разрабатываются образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности по ФГОС.
В-третьих, особое внимание уделяется повышению квалификации учителей начальной школы, педагога-психолога, логопеда. Кафедра сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО с 18 по 30 июня 2012 года проводит курсы повышения квалификации (72 час.) по гендерному обучению для педагогического и управленческого персонала СОШ 2, всего пройдут обучение 10 чел. Учебные модули включают в себя: – гендерное обучение, гендерное образование, гендерное воспитание; - психологическое обоснование и исследования гендерного обучения в школе (работоспособность, эмоциональный статус, невротизация и др. особенности); - модель раздельного обучения девочек и мальчиков: теория и практика; - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в классе раздельного обучения; - психолого-педагогическая работа с родителями обучающихся гендерных классов. Разрабатывается программа обучения, которая будет реализована в течение учебного года, в рамках которой пройдут обучающие семинары для учителей начальной школы по возрастной психологии мальчиков и девочек с выработкой рекомендаций для родителей (по договору о сотрудничестве с группой психологов центра «Альтернатива» ДДиЮ «Факел»). Кроме того, учителя, работающие в гендерных классах, будут получать консультации у сотрудников кафедры психологии ТГУ.
В-четвертых, раздельное обучение девочек и мальчиков ориентировано на сохранение и укрепление здоровья школьников, планируется проведение диагностических исследований первоклассников совместно с МБЛПУ ДГБ 2 поликлиника 2. Кроме того, по мнению психологов, гендерный подход в учебной и воспитательной практике актуален в применении как способ возможной профилактики феномена нарастающей психофизической дисфункциональности. Учет половозрастных особенностей детей младшего школьного возраста способствует здоровьесбережению обучающихся, а этот показатель является одним из основных по запросам родителей.
В-пятых, проведение предварительных исследований в форме анкетирования с родителями будущих первоклассников показывают, что 35% родителей положительно восприняли информацию об организации образовательного процесса с раздельным обучением девочек и мальчиков, 50% - скорее «за», чем «против», 15% - скорее «против», чем «за» (среди которых 9% родителей проживают не по микрорайону школы). На проведенном общешкольном собрании родители отметили положительные стороны воспитательной работы и внеурочной деятельности, предусмотренные при введении раздельного обучения девочек и мальчиков.
Аналитическое обоснование (SWOT – анализ) Сильные стороны: - Постоянный пед. коллектив - Традиции школы - Комфортные условия для обучения - Индивидуальный подход - Местоположение (центр) Слабые стороны: - Низкие показатели успеваемости - Особенность контингента обучающихся - Недостаточный уровень культуры - Внедрение новых технологий, методик и др. - Недостаток мат.-техн базы - Нет единой психолого-пед. системы Возможности: - Эффективное управление развитием учреждения - Повышение квалификации учителей - Привлечение соц. Партнеров - Использование потенциала окр. среды - Приобщение социума к участию в жизни школы Угрозы: - Изменение статуса школы (перевод в основную) - Конкуренция др.школ 3,16 - Снижение бюджетного финансирования - Рост социально-неблагополучных семей - Старение пед. коллектива
Основная идея инновационного развития Создание условий для самореализации личности ребенка с учетом трех уровней: - интеллектуального; - физического; - нравственного. Это концептуальная идея школы, воплощаемая через гендерный подход в обучении.
Условия, обеспечение, сопровождение реализации проекта: Материально-техническая база; Кадровый состав; Система социального партнерства; Психолого-педагогическое сопровождение проекта.
Система социального партнерства: Социальные партнерыСпециалисты учреждений Мероприятия по реализации проекта 1Институт культуры ТГУНаучный руководитель проекта Научно-методическое сопровождение проекта, исследование гендерных взаимоотношений (в настоящее время обучается в докторантуре). 2Психологический факультет ТГУ Преподаватели, студенты 5 курса Разработка критериев, их измерение - развитие памяти, мышления, мелкой моторики, показатели психофизического здоровья, межличностные отношения для проведения контрольных обследований, проведение консультаций. 3Кафедра сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО Сотрудники кафедрыКонсультации по профессиональной компетентности, курсы повышения квалификации участников проекта, сопровождение инновационных практик. 4МАОУ ИМЦ г.ТомскаМетодисты, курирующие учителей начальной школы, педагогов-психологов, учителей логопедов и др. Методическое сопровождение участников проекта, консультирование по программам обучения начальной школы, по диагностическим материалам и др.. 5Центр «Альтернатива» ДДиЮ «Факел» Педагоги-психологиПод руководством педагогов-психологов центра проводятся контрольные обследования, анализируются результаты, динамика изменений, работа с родителями. 6ДДиЮ «Наша гавань», ДЮЦ «Звездочка» Педагоги дополнительного образования Организация внеурочной деятельности по образовательным программам «Школа вежливости» для девочек, «Школа мужества» - для мальчиков и др. 7МБЛПУ ДГБ 2 поликлиника 2 Медицинские работники Организация и проведение медицинских обследований, создание информационной системы мониторинга здоровья детей, выработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организация диспансеризации и вакцинации детей, консультирование учителей и родителей.
Постановка проблемы: Процессы модернизации в области образования ставят перед общеобразовательными учреждениями конкретные задачи, среди которых вопрос о поиске таких форм и методов работы с детьми, которые бы существенно повышали качество общеобразовательной подготовки обучающихся, способствовали сохранению и укреплению здоровья, формировали адекватную жизненную позицию школьников, ориентировали их на личностное самоопределение, способствовали выбору идеалов и жизненных целей.
Постановка проблемы Состояние качественной успеваемости в учреждении и психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. Такие возможности может дать ставший популярным в последнее время гендерный подход в обучении и воспитании, в основу которого заложена идея о том, что учет полоролевых особенностей обучающихся способствует сохранению психофизического здоровья в форме максимальной реализации их личностных склонностей и способностей. Кроме того, по исследованиям ученых-психологов, в классах раздельного обучения быстрее проходит адаптация обучающихся, глубже формируются коммуникации и ключевые компетентности, растет качественная успеваемость и обучающиеся реально ощущают свою успешность, а это одна из главных составляющих запроса родительской общественности к общеобразовательному учреждению.
Постановка проблемы: Поиск новых путей для решения многих вопросов в образовании заставляет обратить взор в прошлое, переосмыслить опыт прошлых поколений. Как говорят «новое – это забытое старое». Использовать важно только то, что может улучшить образовательный процесс, повысить качественную успеваемость, изменения нужно вводить постепенно, к инновационным процессам должны быть готовы и учителя, и родители, и школьники. Из истории нашей школы мы выяснили, что в самые первые годы в здании размещались два Владимирских училища – женское и мужское. Раздельное обучение мальчиков и девочек в образовательных учреждениях прошлых лет было повсеместным, это было связано с неравноправием женщин и мужчин, с распределением конкретных социальных функций для каждого пола.
Постановка проблемы: Идея о раздельном обучении в классах девочек и мальчиков на основе гендерного подхода стала для проектной группы ключом к его изучению. Сейчас организация образовательного процесса, построенная на гендерном подходе, используется не только в странах Европы и Америки, опыт такого обучения есть и в отдельных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Арзамас и др.). В городе Томске такой практики нет, за исключением Кадетского корпуса, где обучаются только мальчики. Творческая группа изучила историю и научные исследования в области раздельного обучения в России, определила преимущества и недостатки. В настоящее время в условиях упадка семейных ценностей, которые необходимо возрождать, на первый план выдвигается именно этот аспект, поскольку формирование здорового полноценного общества связанно с институтом семьи и брака.
Исследования ученых – психологов: Исторический опыт показывает, что такое обучение вполне успешно существовало на протяжении достаточно большого количества времени. В дальнейшем в нашей стране как отклик на влияние времени существовало бесполое обучение, результаты которого особенно заметны в последнее время. Гендерно – ориентированное обучение и воспитание обучающихся являются предметом комплексного научного исследования во многих странах мира. В США, например, еще в 1965 году был создан специальный Совет, координирующий усилия ученых, врачей и педагогов по вопросам социальной адаптации школьников, усвоения ими социальных ценностей и норм, регулирующих поведение мальчиков и девочек. Постепенное осознание педагогической общественностью России важности изучения данной проблемы началось только в последние десятилетия XX века. Пример: Дети по-разному играют: для мальчиков типичное действие игры происходит явно, во внешнем плане – это авария, катастрофа, война, строительство и т.п. Для девочек же самое главное случается внутри; отсюда интерес к тому, что происходит внутри построенного домика, в замке, окруженном рвом, в кастрюле, стоящей на огне, и т.д. Осознанно и бессознательно поощряя одни формы поведения и оттормаживая другие, можно регулировать процесс маскулинизации- феминизации ребенка.
Исследования ученых – психологов: Другой подход, когнитивно-генетический, полоролевое развитие связывает со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом необязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол. Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то гендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются. Таким образом, биологический подход черты личности ребенка выводит непосредственно из его половой принадлежности, обусловленной генетическими данными, а психологический – ведущее значение приписывает научению в системе половой принадлежности.
Условные различия мальчиков и девочек: РазличияДевочкиМальчики Различия на психологическом уровне - более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма; - имеют преимущественно долговременную память; - развито наглядно-образное мышление; - адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы; - легче переносят эмоциональный стресс; - субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания. - более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов; - имеют преимущественно кратковременную память; - обладают абстрактным мышлением; - легкая адаптация к окружающей среде; - с трудом переносят стресс; - объективная самооценка.
Условные различия мальчиков и девочек: РазличияДевочкиМальчики Различия на физическом уровне - меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; - быстрее развивают точность и координацию движений; - визуальное восприятие информации происходит по горизонтали - большая масса тела и физическая сила; - менее развита точность и координация движений; - доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали Различия на когнитивном уровне - доминирует количественный подход к изучению учебного материала; - стройность и четкость анализа; - склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону; - скорость внимания ниже, чем у мальчиков; - пристрастие к монологу и повествованию. - доминирует качественный подход к изучению учебного материала; - синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе; - высокая скорость концентрации внимания; - склонность к диалогу и дискуссионной деятельности.
Условные различия мальчиков и девочек: РазличияДевочкиМальчики Различия на поведенческом уровне - скрытны, послушнее, приветливее; - раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие; - высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; - слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь, рассказывать стихи. - более оптимистичны, открыты; - показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; - низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; - более четкое визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, лепить, вырезать, конструировать
Исследования ученых - психологов Также стоит отметить, что влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. Таким образом, зарубежная и отечественная психологическая наука обосновала существование различий между полами. На основе данных изысканий возникла наука гендерология. Гендерный подход в учебной и воспитательной практике актуален в применении как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности. Учет половозрастных особенностей способствует здоровьесбережению обучающихся
Ученые предлагают при введении раздельного обучения девочек и мальчиков рассматривать положительные и отрицательные стороны раздельного обучения: Положительные стороны раздельного обучения Отрицательные стороны раздельного обучения Психологическая комфортность для обучающихсяАкцентируется неравенство возможностей в обучении Выше успеваемостьЗакрепляются гендерные стереотипы Ниже заболеваемость среди обучающихсяОщущается недостаток опыта общения с противоположным полом Выполнение заказа родителейИдеализируются отношения между мужчинами и женщинами Снижается подростковая депрессияОриентация девочек на самореализацию в области материнства Более адекватная оценка своего полаМенее творческая атмосфера в гендерных классах Более адекватная позитивная самооценкаНедостаточная подготовленность учителей (перенос своих гендерных проблем и гендерных стереотипов) Снижается страх оценки со стороны противоположного полаЗакрепляется на уровне сознания половая дифференциация Снижается роль оценочных стереотипов со стороны учителейПротиворечия общемировым тенденциям к совмещению мужских и женских ролей Отсутствует напряженные отношения в классеАкцентируется неравенство возможностей в обучении Удобно работать учителюВозрастает роль установок учителя
Стратегия, методы и механизм реализации проекта: Стратегия и тактика перехода начальной школы в новое состояние включает в себя и определенные формы деятельности, среди которых выделяются организационные и содержательные. Организационные формы включают комплектование классов, учебный план, распределение кабинетов и нагрузки учителей, выбор образовательной программы, погружение в организацию всех участников образовательного процесса – обучающихся, учителей и родителей, в том числе и родителей будущих первоклассников, с которыми проводилась предварительная организационная работа. Содержательные формы включают методическую, психолого-педагогическую работу с родителями обучающихся, образовательный процесс, включающий учебную деятельность по основной образовательной программе и воспитательную работу.
Раздельное обучение девочек и мальчиков включает деятельность по четырем модулям: 1. Организационно-деятельностный модуль. 2. Психофизиологический модуль. 3. Содержательный модуль. 4. Временной модуль.
Организационно- деятельностный модуль персонализация учебного места; равнозначность гендерной знаково-символьной информации; изучение учителем психолого-физиологических особенностей обучающихся разного пола; формирование гендерной культуры учителя; организация внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования детей.
Психофизиологический модуль отслеживание уровня адаптивности, тревожности, интеллекта, мотивации, креативности (в каждом классе); динамика физиологического развития обучающихся; обеспечение учителем психологического комфорта обучающихся во время урочной и внеурочной деятельности.
Содержательный модуль активизация субъективной гендерной позиции (возможность самореализации через урочную и внеурочную деятельность); развивающее уровневое обучение (современные педагогические технологии); активизация феминных и маскулинных образов (в зависимости от классов); повышение качества успеваемости через личностную мотивацию обучающихся.
Временной модуль учет возрастных и гендерных особенностей развития мальчиков и девочек; создание внешних условий с опорой на мотивы и интересы школьников в зависимости от стиля обучения, способа мышления (система учебной и воспитательной деятельности учителя)
Образовательная система в начальной школе строится на основе внедрения и использования следующих педагогических технологий: Технология личностно-ориентированного подхода в образовании. Технология развивающего обучения. Технология дифференцированного обучения. Здоровьесберегающая технология. Технология мониторинга успеваемости обучающихся. Технология мониторинга результатов развития личности и коллектива.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с новыми ФГОС: Поставленные программой цели и задачи реализуются через образовательные программы «Школа 2100», «Школа России» и соответствующие им УМК. Выбор УМК «Школа 2100», «Школа России» обоснован тем, что: - УМК «Школа 2100» и «Школа России» соответствуют ФГОС НОО; - содержание учебников 1-4 классов (федеральный перечень), рекомендуют способы организации учебной деятельности и формы взаимодействия участников образовательного процесса и направлены на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов ООП НОО; - учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность обучающихся по открытию и усвоению новых знаний; - обеспечивают деятельностный подход; - организация учебного материала построена в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач; - учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника; - учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся.
Механизм реализации цели и задач проекта Цель и задачи проектаМеханизм реализации Цель: Создание гендерно-ориентированной системы обучения с учетом психолого- возрастных особенностей обучающихся, способствующей повышению качественной успеваемости, гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек. 1. Совершенствование работы психолого-педагогической системы учреждения. 2. Внедрение научно-методического сопровождения учителей и педагогов в освоении современных педагогических технологий образования. 3. Создание условий для гендерно – ориентированной системы образования. 4. Разработка нормативных документов учреждения по организации деятельности творческой группы учителей начальных классов и педагогов – участников проекта по тематике проекта. 5. Повышение квалификации педагогов на кафедре сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО. Задачи: 1. Изучить зарубежный и отечественный опыт внедрения и реализации раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода в общеобразовательных учреждениях. 1. Изучение материалов зарубежных и отечественных исследований, связанных с гендерным подходом в обучении детей младшего школьного возраста. 2. Организация переписки со школами России, внедряющих раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода. 3. Использование положительного опыта внедрения и реализации раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода в общеобразовательных учреждениях. 2. Выделить особенности гендерного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей развития мальчиков и девочек и на их основе повысить качественные показатели обучения в младших классах. 1. Организация работы творческой группы учителей и педагогов по разработке критериев психологической диагностики обучающихся гендерных классов. 2. Проведение контрольных исследований и составление рекомендаций для учителей, педагогов и родителей. 3. Проведение образовательного процесса с учетом составленных рекомендаций. 3. Создать модель обучения и воспитания обучающихся в соответствии с гендерными и половозрастными особенностями, определяющую оптимальные психолого- педагогических условия, способствующие развитию потенциала личности мальчиков и девочек на начальной ступени обучения. 1. Создание психолого-педагогической системы, ориентированной на изучение развития личности обучающихся начальной школы. 2. Освоение и активное применение на практике учителями и педагогами – участниками проекта современных педагогических технологий образования. 3. Разработка и внедрение гендерно – ориентированной системы обучения в начальной школе, проведение и обобщение результатов исследований, наблюдение за динамикой изменения качественной успеваемости обучающихся в начальной школе.
Показатели эффективности проекта: Ожидаемый результатПоказатели эффективности проекта Инновационное обновление организации и совершенствования содержания образовательного процесса в начальном звене школы через создание гендерно- ориентированной системы обучения. 1. Совершенствования работы психолого-педагогической системы учреждения. 2. Повышение квалификации педагогов на кафедре сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО. 3. Практическое применение новых технологий в образовательной деятельности. Повышение качества образования в младших классах через дифференциацию обучения с учетом гендерного подхода. 1. Проведение контрольных исследований и составление рекомендаций для учителей, педагогов и родителей. 2. Проведение образовательного процесса с учетом составленных рекомендаций. Создание условий для развития личности обучающихся, формирования внутренней позиции как мотивационного центра, обеспечивающего направленности ребенка на учебу, здоровый образ жизни и нравственное развитие. 1. Открытие эстетического центра СОШ 2 по адресу: пр. Ленина, Организация внеурочной деятельности с обучающимися по ФГОС второго поколения. 3. Изучение уровня воспитанности и развития личности обучающихся гендерных классов начальной школы. Повышение эффективности управления образовательным процессом за счет взаимодействия с образовательным сообществом и социальными партнерами 1. Разработка нормативных документов учреждения по взаимодействию с социальными партнерами. 2. Привлечение социальных партнеров в образовательный процесс. Создание положительного имиджа школы в микрорайоне и городе, распространение опыта организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода. 1. Привлечение в школу обучающихся и родителей, мотивация которых направлена на получение качественного образования в начальной школе, обучение и воспитание на основе гендерного подхода.
Критерии результативности проекта - рост качества успеваемости обучающихся гендерных классов; - развитие личности, культуры и воспитанности обучающихся; - повышение квалификации учителей начальных классов; - изменение имиджа школы в микрорайоне и городе.