Риски Парижского соглашения и варианты законодательного обеспечения регулирования выбросов ПГ в России О.Б. Плужников, сентябрь 2015
Риски Парижского соглашения. Слайд Вопросы исторической ответственности стран (опция в преамбуле соглашения) 2.2. Опции удержания приземной температуры в пределах 2 градуса или 1,5 градуса? 3.3. Опция (преамбула и др. статьи) будет ли учет региональных и национальных приоритетов развития, национальных особенностей стран? 4. Как должно идти разделение стран? Развитые и развивающиеся или включенные в Приложение Х и не включенные в него? 5. Опция доведение уровня выбросов до нуля когда? Когда пик выбросов 2015 год? Достижение уровня сокращений в % к 2050 году и нулевого уровня выбросов к гг? 1.6. Опция - введение цены за выбросы углерода (парниковых газов)
Риски Парижского соглашения. Слайд Опция координация действий по смягчению негативного воздействия на климатическую систему с вопросами социально- экономического развития (избежать негативного воздействия на экономику!), стр. 3 проекта Соглашения 1.8. Опция: использование односторонних мер в отношении товаров и торговли? 2.9. Опция: использование рыночных инструментов (ETS) и экономических механизмов. Что это? Международное сотрудничество в каком виде, по каким направлениям? Технологическое, информационное, инвестиционное сотрудничество. Опция (стр. 6-7) уровень амбиций стран зависит от финансовой, технологической и проч. поддержки стран INDC составная часть парижского соглашения? Что берется за основу? Что такое глобальный бюджет и как он распределяется? Является ли INDC составной частью соглашения?
Риски Парижского соглашения. Слайд - 3. Возможные аргументы против.
Риски Парижского соглашения. Слайд 4 Аргумент 2. Поддержка международного соглашения, требующего принятия и периодического пересмотра обязательств по ограничению выбросов в условиях полного отсутствия международной кооперации, фактической изоляции от информации, рынков, инвестиционных ресурсов и доступа к технологиям будет слишком дорого стоить российскому бизнесу. Аргумент 3. Принятие и периодический пересмотр обязательств по ограничению выбросов возможны только в условиях выработки и реализации системных решений Правительства России, обеспечивающих переход экономики на низкоуглеродные рельсы, включая меры государственной поддержки. Отдельные решения Правительства по государственной поддержке «чистой энергетики» в настоящее время носят несистемный характер и либо недостаточны, либо фактически не исполняются.
Сценарии законодательного регулирования выбросов парниковых газов Тезис 1. Вопрос не в том - быть или не быть углеродному регулированию. Вопрос в какие сроки быть? Формирование системы регулирования до создания системы господдержки приведет к стагнации промышленного производства Тезис 2. Установление цены на выбросы углерода практически неизбежно. Вопрос торговля выбросами или углеродный налог? Формирование системы регулирования до разработки экономической модели и оценки ее эффективности приведет к стагнации промышленного производства Тезис 3. Насколько жестким должно быть регулирующее воздействие для перехода промышленности на наилучшие технологии? Отсутствие информации, доступа к технологиям и недорогих кредитных ресурсов в условиях экономических санкций (ограничений) сведет на «нет» выполнение тезисов 1 и 2.
Основные положения предлагаемых законопроектов о регулировании выбросов ПГ в России (изменения в 7-ФЗ) 1. Внесение изменений в терминологию 2. Введение статьи о государственном регулировании выбросов парниковых газов, включая создание системы MRV, и о полномочиях Правительства России в этой сфере 3. Формирование системы экономического стимулирования в рамках полномочий Правительства России 4. Установление полномочий Правительства России по введению ограничений на выбросы хозяйствующими субъектами 5. Установление «разрешенного» объема выбросов ПГ при вводе в эксплуатацию новых объектов и для реконструируемых 6. Установление полномочий Правительства по определению «потолков» на выбросы, правил передачи или продажи квот на выбросы