Автор: Матвей Ивашко Ученик 7 класса МОУ»Лицей» Г.Протвино Московской обл. Руководитель: Сухих О.А. Учитель географии МОУ»Лицей»
Общая численность народа – более 149 тыс.человек. Язык масаи – суахили, принадлежит к Нило- Сахарской языковой семье. Само слово «масаи» означает рогатый скот, а приветствие звучит так:»Твой скот здоров?» Разведение крупного рогатого скота – основа жизни и традиционной культуры масаи. Богатство каждого члена племени определяется численностью его скота. Племя считается воинствующим, но они никогда никого не порабощали в отличии от других племён. Масаи – приверженцы традиционных верований.
На временных стоянках женщины строят бома – хижины с деревянным каркасом из веток, обмазанные навозом с глиной. Вокруг крааль огораживают высокой изгородью из колючих веток. Так оберегают ночью скот от хищников. В их хижинах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелями из шкур животных. Масаи издревле владели землями в долине Серенгете, в окрестностях кратера Нгоронгоро и рифта Велей. У подножия горы Лонголот (1880 м.) лежит священной озеро мазаев – Найваша, где обитает 340 видов птиц и большая популяция бегемотов. Все эти земли объявлены заповедными. Белые люди запретили пасти здесь скот.
В общине она выполняет все виды работ: обрабатывает землю, строит жилище, носит тяжёлые ноши, готовит еду и шьёт одежду. Женатым мужчинам работать запрещено. В зависимости от личного поголовья скота у мужчины может быть несколько жён. Мужчины – охотники. Они охотятся на антилоп, буйволов и львов. Но сегодня охота ограничена или вовсе запрещена. Основное занятие мужчин – пасти и оберегать скот. Ведь скот это – мясо, молоко, кровь, шкуры, средство расчёта, при обмене товаром, при женитьбе.
Их предки были светлокожими и пришли на юг с с верхнего Нила из Египта. Позже они смешались с чернокожими местными племенами. Высокие, стройные, мускулистые – эти адаптивные к тропикам черты имеют наследственную природу. Женщины масаи бреют голову и очень любят массивные и обильные украшения из проволоки и бисера. По количеству рядов бус на шее у женщины можно определить замужем она, и есть ли у неё дети.
Если в краале случается человеческая смерть, все дома сжигают и община уходит с этого места. Это вынужденное переселение должны оплачивать родственники умершего, что очень дорого. Поэтому, стараются больного поместить за изгородью вне селения в срочно построенную хижину и ухаживают за ним. Смерть за изгородью не является причиной переселения. Интересен и обряд погребения. Покойного обмазывают жиром и тело укладывают на бок в согнутом состоянии под деревом. Если в первую ночь тело съедят гиены и шакалы, то покойник был хорошим человеком. Если же нет – плохое предзнаменование для общины.
Мечта каждого юноши – достичь возраста воина. За 4 дня до торжеств, отцы будущих воинов облачаются в одежды и доспехи воинов, а перед началом праздника всё это снимают и передают сыновьям. Юноша проходит 6 ступеней инициации, в том числе и обрезание.
Став романом юноша отправляется в специальный лагерь – маньятту. Ему категорически запрещается употреблять алкогольные напитки, есть растительную пищу и работать. Моран должен питаться только мясом и кровью. В это время он только танцует, любит и участвуют в войнах. По вечерам романы танцуют адиму - традиционный танец с энергичными прыжками вверх, в честь прошлых сражений и подвигов.
Масаи пьют кровь домашних животных, считая что это придаёт им силу. Каждый бык даёт им в месяц по 4-5 литров крови, а корова – пол- литра. Новорождённого ребёнка впервые окунают в купель с молоком смешанным с кровью.
На протяжении веков из поколения в поколение передавались традиции бережного отношения к окружающему миру. Эти народы никогда не брали от природы больше, чем необходимо им для пропитания и проживания. Сохраняя природную гармонию, мы многому можем научиться у «диких» племён, чтобы не стать дикарями будущего Земли.