Московский городской педагогический университет Кафедра Управления проектами Принципы выбора инструментов оценки при компетентностном подходе формирования образовательных программ. Доцент – Акопян Гурген Александрович Москва 2015
Формирование компетенций как единиц содержания деятельности
Принципы выбора инструментов оценки Принцип «двойного действия»: а) формируют, б) оценивают уровень сформированности компетенции Наличие критериальной базы для каждого инструмента оценки Отчуждаемость результатов оценки (письменные работы) Накопительная оценка за модуль
Модуль «Общенаучный цикл, базовая часть» Основные решения Состав и содержание модуля обеспечивают единство предмета, метода и технологии обучения (учим, анализируем, проектируем, взаимодействуем). Образовательная программа модуля предполагает, что современные педагогические процессы осуществляются не только в системе (школьной и вузовской) педагогики, но и в социальной, культурной и бизнес-сферах. Модуль решает задачу подготовки обучающихся в области методологии научного анализа и проектирования.
Перечень формируемых исследовательских компетенций Педагогические Аналитические Проектные Коммуникативные
Педагогические Диагностирует потребности и задачи обучения Разрабатывает концепции и программы предметного и интенсивного обучения Применяет информационные технологии в образовательном процессе Организует групповое обучение (работу с группой) Оценивает результативность и эффективность обучения
Аналитические Формулирует проблему и гипотезы исследования Разрабатывает план исследования Работает с информацией, в т.ч. с применением ИКТ (осуществляет поиск валидных источников, собирает и анализирует данные) Применяет количественные и качественные инструменты анализа Обрабатывает результаты исследований (готовит аналитические отчеты, обзоры, рефераты)
Проектные Инициирует проекты Планирует учебную деятельность и деятельность организации Обеспечивает выполнение проектов и контролирует качество процессов и результатов проекта Формирует проектные команды Диагностирует мотивацию и стимулирует трудовую деятельность
Коммуникативные Осуществляет вертикальное (руководство, подчиненные) и горизонтальное (коллеги, партнеры, учащиеся) взаимодействие Осуществляет межличностные и групповые коммуникации (проводит совещания, презентации, дискуссии) Осуществляет индивидуальное и групповое консультирование
Дисциплина 1: Методология научного исследования в гуманитарной сфере Компетенции Образовательные результаты Инструменты оценки Формулирует проблему и гипотезы исследования Выявляет имеющиеся противоречия и описывает проблемную ситуацию Определяет предмет исследования Дает определения и интерпретирует основные понятия и термины исследования Определяет цели исследования Осуществляет системное описание объекта исследования Выдвигает предположения о свойствах и структуре объекта исследования, о характере связи между изучаемыми явлениями, о факторах детерминирующих эти связи Доклад (подготовка и презентация) 10 баллов Разрабатывает план исследования Выбирает методологию сбора исходных данных, Описывает критерии анализа, Определяет программные требования к выборке исследования, Разрабатывает инструментарий исследования, Формирует состав участников работ, связанных со сбором и обработкой данных, Устанавливает этапы исследования и сроки его проведения, Рассчитывает стоимость проведения исследования План исследования 10 баллов Работает с информацией, в т.ч. с применением ИКТ Конструирует эталоны измерения данных, Обозначает способы проверки полученных данных на надежность, Разрабатывает шаблоны массивов собранных данных, Собирает информацию из альтернативных источников, включая современные базы данных, Обрабатывает, группирует и кодирует данные, Использует современные программные средства при работе с данными; Научный обзор 10 баллов
Дисциплина 2: Методы и инструменты управления проектами в образовании Компетенции Образовательные результаты Инструменты оценки Формулирует проблему и гипотезы исследования - Выявляет имеющиеся противоречия и описывает проблемную ситуацию, - Определяет объект и предмет исследования, - Дает определения и интерпретирует основные понятия и термины исследования, - Определяет цели исследования, - Осуществляет системное описание объекта исследования, - Выдвигает предположения о свойствах и структуре объекта исследования, о характере связи между изучаемыми явлениями, о факторах, детерминирующих эти связи, - Ставит задачи исследования; Аналитический конспект 10 баллов Применяет количественные и качественные инструменты анализа - Использует статистические характеристики для анализа эмпирических данных, - Стандартизирует и классифицирует показатели анализа эмпирических данных, - Использует коэффициенты анализа эмпирических данных, - Осуществляет первичный и вторичный анализ эмпирических данных, - Интерпретирует данные полученные в исследовании; Доклад (подготовка и презентация) 10 баллов Инициирует проекты - Определяет главную цель проекта, - Формулирует качественные и количественные результаты, - Определяет средства и технологии достижения целей, - Определяет затраты на достижение целей. План проекта (разработка и презентация) 10 баллов
Дисциплина 3: Особенности современных междисциплинарных педагогических исследований Компетенции Образовательные результаты Инструменты оценки Разрабатывает концепции и программы предметного и интенсивного обучения - Разрабатывает концепции и программы предметного обучения, - Разрабатывает концепции и программы интенсивного обучения, - Готовит учебно-методические материалы; Кейс 10 баллов Работает с информацией, в т.ч. с применением ИКТ - Конструирует эталоны измерения данных, - Определяет способы проверки полученных данных на надежность, - Разрабатывает шаблоны массивов собранных данных, - Собирает информацию из альтернативных источников, включая современные базы данных, - Обрабатывает, группирует и кодирует данные, - Использует современные программные средства при работе с данными Доклад (подготовка и презентация) 10 баллов Диагностирует задачи междисциплинарных педагогических исследований - Использует инструменты диагностики потребностей в обучении для различных целевых групп - Диагностирует современное состояние и приоритеты развития системы образования, -Определяет задачи и возможности междисциплинарных педагогических исследований. Аналитический конспект 10 баллов
Накопительная система оценивания Отчуждаемые результаты обучения: 1. Реферат, обзор, аналитический конспект – 10 баллов; 2. Эссе – 10 баллов; 3. Кейс – 10 баллов; 4. Оценочный лист (НИР) – 10 баллов; 5. Оценочный лист (Практика) – 10 баллов 6. План проекта/исследования – 7 баллов. 7. Тест – 10 баллов. Результаты работы в аудитории: 1. Презентация плана проекта/исследования – 3 балла; 2. Игра – 10 баллов; 3. Доклад – 10 баллов; 4. Посещение практических занятий – 10 баллов; Итого – 100 баллов.
Соответствие оценок (100- и 4-балльная шкалы) баллов - «Неудовлетворительно» баллов - «Удовлетворительно» балла - «Хорошо» 85 – 100 баллов - «Отлично»
Инструменты оценки модуля 1. Доклад (подготовка и презентация) 2.Реферат, научный обзор, аналитический конспект 3. Игра 4. Кейс 5. План проекта, план исследования (разработка и презентация) 6. Тест 7.Эссе
Доклад - критерии оценки (10 баллов) 1. Текст разделен на смысловые части и наличествует логика рассуждений при переходе от одной части к другой - 1 балл; 2. Сделаны промежуточные и конечные выводы - 1 балл; 3. Содержится сформулированное исследуемое (рассматриваемое) теоретическое положение (тезис или группа тезисов), при этом: а) определено место исследуемого (рассматриваемого) тезиса в современных гуманитарных исследованиях- 1 балл; б) обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания исследуемого (рассматриваемого) тезиса - 1 балл; в) приведены описания и сравнения примеров использования исследуемого тезиса в мировой и российской практике педагогической практике, практике управления проектами (в случае отсутствия российских примеров, приводится не менее двух примеров из мировой практики) - 1 балл; г) предоставлены корректные цитаты источников – 1 балл д) представлена аргументированная позиция автора по основным тезисам доклада – 1 балл 4. Автор доклада может обосновать свои идеи дальнейшего развития тезисов ( группы тезисов), представленных в докладе – 1 балл; 5. Предоставлены аргументированные ответы автора доклада по всем заданным вопросам– 1 балл; 6. Доклад продолжается ровно 15 мин. и сопровождается мультимедийной презентацией - 1 балл.
Реферат, научный обзор, аналитический конспект - критерии оценки (10 баллов) Поиск и анализ информации: Отбор актуальных и валидных источников по теме в печатных и Интернет изданиях 1 балл Изложение основной темы, идеи, концепции в выбранных источниках по теме 1 балл Сравнение различных профессиональных точек зрения, представленные в различных источниках по теме 1 балл Адекватность структуры и содержания текста реферата: План и структура в соответствие с задачей реферирования 1 балл Отношение и профессиональное мнение к теме, идеям, концепциям в рассматриваемых в реферате источниках 1 балл Промежуточные и итоговые выводы и заключения по теме 1 балл П рофессиональное изложения текста: Владение современной профессиональной письменной лексикой 1 балл Грамотное письменное формулирование своих и чужие идеи по теме 1 балл Корректное цитирование источников в тексте и в сносках 1 балл Составление библиографических списков источников по теме в соответствие с ГОСТ 1 балл
Игра - критерии оценки (10 баллов) Вовлеченность участника 2 балла Соответствие (принятие) роли 1 балл Принятие решений 2 балла Достижение цели 2 балла Влияние 1 балл Взаимодействие (эффективность коммуникации) 2 балла
Кейс - критерии оценки (10 баллов) 1. Формат представленного решения (в соответствии с требованиями преподавателя) – 0,5 балла; 2. Грамотное и логичное изложение решения - 1 балл; 3. Способность поиска и систематизации информации (включая различные источники, не менее 5 наименований) - 1 балл; 4. Использование профессиональной терминологии в решении – 1 балл; 5. Оценка ресурсов представленного решения – 1 балл; 6. Наличие дорожной карты решения (шаги, сроки, ответственные, результат) – 1 балл; 7. Обоснованность представленного решения - 1 балл; 8. Эффективность представленного решения (экономическая, социальная и т.п.) – 1 балл; 9. Оценка рисков представленного решения – 1 балл; 10. Выводы и практические рекомендации – 1 балл; 11. Групповая работа (описание вклада участника, если кейс решается в рамках групповой работы) – 0,5 балла.
План проекта - критерии оценки (10 баллов) 1. Форма: 1 балл Объем документа: 6-8 стр. Шрифт: Times New Roman, кегль 12, интервал одинарный Приложения: согласно требованиям МГПУ Аннотация: на 1 странице. 2. Содержание: Выбор и обоснование проекта с учетом наличия в команде проектировщиков, которые смогут действительно хорошо выполнить работу: 1 балл; Предложение реализации проекта на обширном, быстро развивающемся рынке с описанием маркетинговой стратегии компании: 1 балл; Наличие уникальной блестящей идеи, которая может быть коммерциализирована и защищена: 1 балл; Реалистичный (обоснованный, с указанием источников) бюджет проекта: 1 балл; использование в проекте высоких технологий: 1 балл; Сформулированные предложения по инвестированию в проект: 1 балл; 3. Презентация: Доклад в течение 15 минут, сопровождаемый мультимедийными иллюстрациями: 1 балл; Подготовка ответов на 2-3 вопроса (собственных), позволяющие осветить аспекты проекта не затронутые в докладе: 1 балл; Подготовка 1-2 комментариев с обоснованным указанием достоинств и недостатков проекта: 1 балл.
Тест - критерии оценки (10 баллов) Оценка зависит от количества правильных ответов (%), данных студентом в тестовом задании. Пример: тест, который содержит 30 вопросов: 0-9 правильных ответов – 0 баллов («Неудовлетворительно»); правильных ответов – 3 балла («Удовлетворительно»); правильных ответов – 4 балла («Удовлетворительно»); правильных ответов – 5 баллов («Удовлетворительно»); правильных ответов – 6 баллов («Хорошо»); правильных ответов – 7 баллов («Хорошо»); правильных ответов – 8 баллов («Хорошо»); правильных ответов – 9 баллов («Отлично»); правильных ответов – 10 баллов («Отлично»).
Эссе - критерии оценки (10 баллов) 1. Форма: 1 балл Объем документа: 6-8 стр. Шрифт: Times New Roman, кегль 12, интервал одинарный Приложения: согласно требованиям МГПУ Аннотация: на 1 странице. 2. Содержание: Эссе разделено на смысловые части и наличествует логика рассуждений при переходе от одной части к другой 1 балл Сделаны промежуточные и конечные выводы 1 балл Наличие сформулированного исследуемого (рассматриваемого) теоретического положения (тезиса) : Определено место исследуемого (рассматриваемого) тезиса в теории управления проектами 1 балл Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания исследуемого (рассматриваемого) тезиса 1 балл Приведены описания и сравнения примеров использования исследуемого тезиса в мировой и российской практике управления проектами: а) применен аппарат сравнительных характеристик 1 балл б) оценена эффективность практического применения 1 балл Индивидуальная точка зрения, оценка и комментарии: структурированность: 1 балл ранжированность: 1 балл обоснованность: 1 балл