Внеурочная деятельность как средство формирования и развития творческих способностей учащихся Внеурочная деятельность как средство формирования и развития творческих способностей учащихся Августовские педагогические чтения Парамонова В.Г. учитель нач.классов I кв.категория I кв.категория школа 143 школа 143 август 2012 года
Школа- это второй дом для малыша, а не просто учреждение образования. Школа- это второй дом для малыша, а не просто учреждение образования.
Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса образования детей. Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса образования детей.
Согласно Письму Минобрнауки РФ от Согласно Письму Минобрнауки РФ от «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного федерального государственного образовательного стандарта общего образования» основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются: Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются: - территориальное расположение ОУ; - уровень развития дополнительного образования в школе; - программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей; - кадровое обеспечение воспитательного процесс (психолог, социальный педагог, педагог- организатор, вожатый…); - материально- техническое обеспечение воспитательного процесса.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования… Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования…
Задачи внеурочной деятельности: Задачи внеурочной деятельности: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности
Принципы организации внеурочной деятельности: Принципы организации внеурочной деятельности: - учет возрастных особенностей; - сочетание индивидуальной и коллективной форм работы; - связь теории с практикой; - доступность и наглядность; - включение в активную жизненную позицию.
Виды внеурочной деятельности: Виды внеурочной деятельности: - познавательная; - игровая; - трудовая; - досугово - развлекательная; - спортивно- оздоровительная; - туристско- краеведческая; - художественное творчество; - социальное творчество; - проблемно- ценностное общение.
Внеурочная деятельность может осуществляться через: Внеурочная деятельность может осуществляться через: - учебный план образовательного учреждения; масленица День пожилого человека День матери Встреча с ветеранами
- внутри школьную систему дополнительного образования; Кружки танцев Кружок «Умелые руки» для 1 кл. хор мастерица Своими руками Спортивные кружки
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей; «Простор» Республиканская детская библиотека
- организацию деятельности ГПД; Чтение с интересом библиотека Игры на улице Поделки своими руками Спортивные соревнования оригами Подручный материал Конкурс «Необычное животное»
- классное руководство (экскурсии…) Кукольный театр Неделя русского языка 23 февраля Экскурсия по городу Национальный музей Музей Сайдашева пдд спектакль Музей университета Музей М.Джалиля
Программы включают в себя: Программы включают в себя: - титульный лист; - пояснительная записка; - требования к уровню подготовки учащихся; - календарно- тематическое планирование; - содержание работы программы; - средства контроля; - учебно- методические средства обучения. (пункты носят рекомендательный характер).
Кружок «Умелые руки». Кружок «Умелые руки». Руководитель Парамонова В.Г. Руководитель Парамонова В.Г уч.год уч.год. Пояснительная записка. Пояснительная записка. Программа кружка рассчитана на детей семи лет. Работа планируется с учетом возрастных особенностей детей и их возможностей. Расширяются и углубляются знания детей о различных материалах (пластилине и различных видах бумаги), совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет. Программа кружка рассчитана на детей семи лет. Работа планируется с учетом возрастных особенностей детей и их возможностей. Расширяются и углубляются знания детей о различных материалах (пластилине и различных видах бумаги), совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет. В связи с тем, что ребенок быстро утомляется, на одном занятии виды деятельности меняются. В связи с тем, что ребенок быстро утомляется, на одном занятии виды деятельности меняются. Очень важно, что при работе дети могут проявить выдержку, творчество, фантазию- это способствует повышению эффективности труда. Очень важно, что при работе дети могут проявить выдержку, творчество, фантазию- это способствует повышению эффективности труда. Дети учатся работать в коллективе, гордиться своим трудом, уважать труд другого человека. Дети учатся работать в коллективе, гордиться своим трудом, уважать труд другого человека. Работа кружка спланирована так, чтобы развивать у детей мелкую моторику рук, что способствует развитию головного мозга, улучшению образовательного процесса. Работа кружка спланирована так, чтобы развивать у детей мелкую моторику рук, что способствует развитию головного мозга, улучшению образовательного процесса.
Программа построена по блокам: Программа построена по блокам: 1 блок «Работа с бумагой». Бумага знакома всем детям. Она дает большой простор для творчества. Дети знакомятся с различными видами бумаги, учатся изготавливать из нее собственные произведения искусства. Они получают возможность фантазировать, изменять, создавать, творить. Знакомятся с искусством оригами. Бумага знакома всем детям. Она дает большой простор для творчества. Дети знакомятся с различными видами бумаги, учатся изготавливать из нее собственные произведения искусства. Они получают возможность фантазировать, изменять, создавать, творить. Знакомятся с искусством оригами. 2 блок «Работа с пластилином». Работа с данным материалом также служит укреплению мелкой моторики рук, развитию воображения, эстетического вкуса. Ребенок работает как истинный творец, переделывая, изменяя, создавая. Работа с данным материалом также служит укреплению мелкой моторики рук, развитию воображения, эстетического вкуса. Ребенок работает как истинный творец, переделывая, изменяя, создавая.
Задачи кружка: Задачи кружка: - познакомить детей с различными материалами (пластилин, различные виды бумаги); - формировать умение слушать, работать по плану, доводить начатое дело до конца; - способствовать развитию моторики, глазомера; - развивать логическое мышление, воображение, волевые качества, эстетический вкус.
Ожидаемый результат: Ожидаемый результат:должны: - получить начальное представление о пластилине и различных видах бумаги; - овладеть начальными формами познавательной деятельности: наблюдение, сравнение, анализ, классификация, обобщение; - использовать приобретенные знания на практике; - получить опыт организации и планирования собственной деятельности. - получить опыт организации и планирования собственной деятельности.
наименование часы теория практика I Работа с пластилином Русские народные сказки Барельеф Рисование на пластилине Пластилин и природный материал. 211 II Работа с бумагой Оригами Различные виды бумаги Цветная бумага Гафрированная бумага Газета.21.1 Итого Тематическое планирование
План работы кружка «Умелые руки». Кол-во часов Темадата I13 Работа с пластилином 1.7 Русские народные сказки 1 Пластичные материалы. 2«Колобок» 2«Репка» 2 «Три поросенка» 2.2Барельеф. 1 История барельефа 1 Барельеф «Бабочка» 3.2 Рисование на пластилине. 1 Картинки из пластилина. 1 «Веселые звери»
Проектная деятельность. Проектная деятельность. обложка Город- деревня Спорт- это здорово! Моя семья Мой родственник в годы Великой Отечественной войны Города России
Учащиеся имеют возможность демонстрировать свои достижения через конкурсы; Учащиеся имеют возможность демонстрировать свои достижения через конкурсы; Всемирный конкурс наук Городской конкурс «Зилантенок» Районный конкурс рисунков «23 февраля» Районный конкурс юных художников Республиканский конкурс «Лес- наше богатство» Конкурс «Медвежонок»
выставки работ; выставки работ; Праздник планет Времена года Зимние забавы букет ПДД Мастера и мастерицы Картинка из пластилина
интеллектуальные игры; интеллектуальные игры; КВН «Тимур и его команда» КВН «Путешествие Нильса с дикими гусями» КВН по сказкам К.Чуковского
праздники. праздники. Новогодняя сказка Сказка про Дракошу День именинника