Р УССКАЯ КРИТИКА КОНЦА XVIII, НАЧАЛА XIX ВЕКОВ
К РИТИКА Это анализ, оценка и суждение о явлениях какой- либо из областей человеческой деятельности. Задачами критики являются : выявление противоречий; выявление ошибок и их разбор разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика); отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков; исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников). отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения. оценка.
К РИТИК Человек, сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности.
В ПЕРВЫЕ в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 году в сатире « О воспитании ». Ещё на французском critique. В русском написании оно войдет в частое употребление в середине XIX в.
Р АЗВИТИЕ Л итературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанр монографической рецензии.
Х АРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКИ XVIII ВЕКА : лингво-стилистический подход к литературным произведениям ( основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова ); нормативный принцип ( характерен для господствовавшего классицизма ); вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами ).
XIX ВЕК Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор.
И ЗВЕСТНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ ТОГО ВРЕМЕНИ Виссарион Григорьевич Белинский ( ) Аполлон Александрович Григорьев ( ) Николай Гаврилович Чернышевский ( ) Николай Александрович Добролюбов ( ) Николай Константинович Михайловский ( )
РЕЦЕНЗИИ А. С. П УШКИНА Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительном развитии русской литературы
В ИССАРИОН Г РИГОРЬЕВИЧ Б ЕЛИНСКИЙ ( ) Великий русский критик. Работал в таких журналах как «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Современник»
А ПОЛЛОН А ЛЕКСАНДРОВИЧ Г РИГОРЬЕВ ( ) Благодаря знакомству с А. Д. Галаховым завязались сношения с журналом «Отечественные записки», в котором Григорьев выступал в качестве театрального и литературного критика в годах В журналах «Время» и «Эпоха» Григорьев публиковал литературно-критические статьи и рецензии, мемуары, вёл рубрику Русский театр.
Н ИКОЛАЙ Г АВРИЛОВИЧ Ч ЕРНЫШЕВСКИЙ Продолжая традиции критики Белинского он стремился раскрыть сущность общественных явлений, донести до читателя свои революционные взгляды
Н ИКОЛАЙ А ЛЕКСАНДРОВИЧ Д ОБРОЛЮБОВ Личность Добролюбова стала знаменем революционного движения 1860-х и последующих годов (начиная с первой биографии Добролюбова, написанной Чернышевским), а позже была окружена официальным почитанием в СССР.
Н ИКОЛАЙ К ОНСТАНТИНОВИЧ М ИХАЙЛОВСКИЙ ( ) В литературной критике считается продолжателем Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В литературно-критических работах анализировал творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Г. И. Успе нского,, Максима Горького и других писателей. Значительный общественный резонанс получили статьи «Десница и шуйца Льва Толстого» и «Жестокий талант» (о Ф. М. Достоевском)
С ПАСИБО ЗА ПРОСМОТР !