СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ НЕОБХОДИМЫ ИЗМЕНЕНИЯ (АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ) Селиванова Н.Л. д.п.н., проф., член-корр. РАО
Навыки будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки 21 века Грамотности 21 века: Понимание глобальных проблем, навыки управления своим здоровьем, понимание принципов работы общества, умение заботиться об окружающей среде, финансовая грамотность и пр. Управление концентрацией и вниманием Эмпатия и эмоциональный интеллект Сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения) Мышление: критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое Творческие способности. Работа в междисциплинарных средах + знание возникающего «всеобщего языка понятий» (в том числе системной инженерии и экономики) Навыки в сфере ИКТ и медиа, включая программирование и информационную гигиену Гибкость и адаптивность, Способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение жизни Ответственность в работе (в т.ч. этика взаимодействия с другими членами общества и рабочая этика человеко-центрированных сервисов) Павел Лукша «В ожидании «девятого вала»: компетенции и модели образования для 21 века» Global Education Futures, Москва, 13 сентября
Направления изменения воспитания (управленческие аспекты) Реализация полисубъектной стратегии воспитания. Использование инновационного потенциала обновляемой системы обучения. Специальное и дифференцированное финансирование сферы воспитания на различных уровнях образования. Включение в систему показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, и местного самоуправления, образовательных организаций показателей и критериев, характеризующих состояние воспитания. Создание ресурсов для общественной оценки качества воспитания. Обновление научного и методического обеспечения процесса воспитания на разных уровнях образования. «Выращивание» у будущих педагогов личностно- профессиональной позиции как воспитателей. Ускорение введения инноваций в систему повышения квалификации педагогов как воспитателей.
Направления изменения воспитания (управленческие аспекты) Разработка системы грантовой поддержки экспериментальной и разработнической деятельности педагогов и образовательных учреждений в сфере воспитания – на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Создание на базе образовательных учреждений ресурсных центров с целью поддержки приоритетных направлений воспитания. Реализация школой программ дополнительного образования и воспитания как в деятельности самой школы, так и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования в рамках перспективных моделей внешкольного воспитания. Ликвидация излишней бюрократизации воспитательного процесса в образовательных организациях. (Продолжение)
Риск – «возможности того, что человеческие действия или результаты деятельности человека приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности» (О. Ренн)
Риски развития воспитания Тенденция максимально унифицировать и стандартизировать организацию процесса воспитания. Сведение воспитания к реализации лишь одного, хотя и важного направления воспитания. Организация процесса воспитания как реакции на возникшие сиюминутные проблемы. Внедрение в воспитание органами управления образованием определенных позиций без учета реально сложившейся социальной ситуации, практики воспитания. Постепенная утрата педагогами определенных воспитательных технологий, методик. Бессистемное введение инноваций в воспитательный процесс. Школоцентризм.