АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПОВЕДЕНИЕ – взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное: Внешней (двигательной) активностью Внутренней (психической)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической.
Advertisements

ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ Кафедра молодежной политики ГУО «Республиканский институт высшей школы»
Погосян Г. В.. Химическая зависимость - вид нарушения адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами,
Зав. лаб. психологии личности ИПП ПО РАО д. псх. н. Грязнов А. Н.
Санитарова Надежда Дмитриевна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья Формирование аддиктивного поведения.
Характеристика наркологической ситуации в детско- подростковой среде Учебно-методический центр профилактики химических зависимостей при НКД 5 УЗ ЗАО города.
Круглый стол – ноябрь 2012 МБОУ 61 г.Челябинск. различные вещества, игры, источники информации, источники эстетического наслаждения, люди, работа, культы.
LifeStyle Гипотеза Наркомания – это не медицинская проблема, а социальная.
Аддикция Аддикция (от английского addiction - зависимость, пагубная привычка) патологическое влечение к чему-либо, навязчивая потребность в определённой.
В детский сад с радостью. « Садовник собираясь посадить дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему,
Вредные привычки Учитель биологии Павлова А. С. 2010г.
Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Наркомания это опаснейшее и социально значимое заболевание.
Основы аддиктологии Аддиктология - наука о зависимом ( аддиктивном ) поведении. Аддиктология является муждисциплинарной наукой, системно и комплексно изучающая.
Профилактика аддиктивного поведения, правовые и этические аспекты О.Ю.Камакина, к.пс.н., зам.директора МОУ ГЦПМСС, ст.преподаватель ЦССиУЗ.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Современные проблемы аддиктологии Психосоциальные факторы предрасположенности к употреблению ПАВ Автор: Н.О.Герьянская.
Токсикомания
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Аддикция - это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности иобщения, то «пространство», которое позволяет.
Профилактика наркомании среди детей и подростков.
Транксрипт:

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ – взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное: Внешней (двигательной) активностью Внутренней (психической) активностью движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции, мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

Addiction - англ. слово (пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) Химическая аддикция (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания), Трудоголизм Пищевая аддикция, Гэмблинг – игровая аддикция, Гаджет аддикция Интернет аддикция а также аддикция к покупкам, коллекционированию и т.д.

Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности),что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Развитие аддиктивного поведения сопровождается формированием психологической зависимости.

Аддиктивное поведение занимает промежуточное место в процессе формирования зависимого поведения. Понятие «злоупотребление» является более широким по отношению к понятию «аддиктивное поведение», поскольку может включать кроме аддиктивного поведения этап первых проб, а также зависимое поведение.

В отличие от зависимого, аддиктивное поведение появляется на этапе так называемой поисковой наркомании, когда относительно данного подростка фиксируются случаи раннего употребления ПАВ, протекающие с измененным состоянием сознания и ухудшением социального функционирования без признаков физиологической зависимости.

Переход аддиктивного поведения в зависимое происходит под влиянием множества разнообразных факторов, таких как: социальные, социально-психологические, психологические, биологические

Значимыми социальными факторами являются нестабильность общества, доступность ПАВ, отсутствие позитивных социальных и культуральных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы.

Социально-психологические факторы высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрушение поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров.

Психологические факторы незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов, высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов, привлекательность возникающих ощущений и переживаний, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.

Биологические факторы патология беременности осложненные роды тяжелые и хронические заболевания нарушение процессов детоксикации в организме, органические поражения мозга, отягощение наследственности, природа употребляемого вещества.

Характерные признаки аддиктивного поведения наличие жизненной установки с ориентацией на сиюминутное получение удовольствия любыми средствами; наличие иллюзии контроля своей деятельности в рамках формирующейся аддикции («Брошу курить, как только захочу»); возможность легкого перехода к разным формам аддикции (от табакокурения к алкоголизму, от алкоголизма к азартным играм и т.д.). возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (вплоть до страданий) при ограничении или невозможности удовлетворить потребность в предмете аддикции.

Причины, побудившие к первой пробе

Как происходит формирование зависимого поведения? Контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение.

Этапы формирования зависимого поведения: I.Этап первых проб II.Этап поиска – формирования зависимого поведения III. Этап групповой психической зависимости

Причины аддиктивного поведения: Несовпадение требований нормы с требованиями жизни. Несоответствие требований жизни интересам данной личности.

Аддиктивное поведение по сути своей является ущербно-адаптивным, несовершенным способом приспособления к слишком сложным для индивида условиям деятельности и общения. Психофизиологическая суть аддиктивного поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом.

Характеристики аддиктивной личности инфантильность; внушаемость и подражательность; прогностическая некомпетентность; ригидность и упрямство; наивность, простодушие и чувственная непосредственность; любопытство и поисковая активность; максимализм; эгоцентризм; яркость воображения, впечатлений и фантазий; нетерпеливость; склонность к риску и «вкусу опасности»; страх быть покинутым.

Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является: Стремление к уходу от реальности, Страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, Склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний, даже ценой серьезного риска, Неспособность быть ответственным за что- либо.

Методика выявления обучающихся с признаками аддиктивного поведения. Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений, в том числе позволяющих выявить обучающихся с признаками аддиктивного поведения.