Осевая симметрия Главная цель: - формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников; - научить распознавать симметричные фигуры среди других; - познакомить с использованием симметрии в природе, быту, искусстве, технике; - развивать умения анализировать и сравнивать предметы; - учить оформлять результаты исследования. Проект в 3 классе ГОУ школы 1151 Зеленоградского округа г.Москвы Алексеева Е.А.
Продолжительность:1 месяц. Время: 7 уроков. Предметные области: математика, трудовое обучение, естествознание, русский язык.
Итог, результат проекта: в результате работы были созданы коллективные работы для новогоднего оформления школы « Новогодняя елка», презентации по темам, оформлены выставки работ «Знакомые насекомые», «Симметрия вокруг нас». Дети научились: рациональным приемам вырезания, распознавать симметричные фигуры среди других, находить и проводить ось симметрии, составлять симметричные узоры, оформлять результаты исследования в разном виде (презентации, коллажи и т.д.)
Аннотация: Тема «осевая симметрия» рассматривается в большинстве федеральных программ по математике для начальной школы, раздел «Геометрические фигуры». Чаще всего ученики встречаются с симметричностью предметов на уроках трудового обучения, ИЗО. Целесообразно, наряду с использованием традиционных методов (тренировочные работы – копируя действия учителя, учащиеся располагают фигуры, их элементы симметрично, и подмечают признаки симметричных фигур и т. д.), провести самостоятельное исследование учащимися. Учитель должен сориентировать учащихся на предмет исследования.
1 академический час. Урок трудового обучения. «Елка» - симметричное вырезание. За урок было необходимо вырезать и собрать еловые лапы, составленные из отдельных звеньев и елочные игрушки. Объем работы был специально увеличен учителем. Для успешного выполнения работы детям необходимо было решить, как ускорить процесс работы. Ученики отметили, что каждое звено состоит из двух одинаковых половин и их можно получить путем складывания бумаги вчетверо, обратили внимание, что звенья лапы одинаковые и можно вырезать сразу несколько штук путем вкладывания листов друг в друга, получив сразу 3-4 звена. Аналогично разобрали изготовление игрушек (складывание вчетверо). После разбора задания, приступили к индивидуальной работе под контролем учителя по изготовлению, а затем сборке ветки с игрушками.
2 академический час. Трудовое обучение. Работа в парах: увеличение длины еловых лап (соединяют ранее изготовленные лапы друг с другом). Групповая работа: Сборка общеклассной елки для оформления актового зала к празднику.
3- 4 академические часы. Комбинированный урок: математика, конструирование. Тема: «Что такое симметрия и где она встречается?» Учитель вводит понятие симметрии, базируясь на личном опыте детей. Ученики вспоминают, как вырезали равные звенья. Дети сделали вывод, что симметричность фигуры можно проверить путем складывания листа с изображением. Практическая работа в парах: определение симметричных и несимметричных изображений (у каждой пары – конверт с набором картинок). Коллективное обсуждение и проверка правильности выполнения задания.
5 академический час. Трудовое обучение. Симметричное вырезание насекомых и паука.
6 академический час. ИЗО. Симметричные узоры (ковры, орнаменты).
7 академический час. Трудовое обучение Лего. Симметричные узоры из конструктора, симметричные объемные формы.
Оформление выставки: «Симметрия вокруг нас».
Молекулы тоже симметричны