Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Технология психолого- педагогического сопровождения инклюзивного образования Цель проекта: создание и развитие условий, обеспечивающих инновационную практику инклюзивного образования детей с ОВЗ для максимального удовлетворения прав детей на доступное и качественное образование
Ответственность педагога инклюзивной школы учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; обучать всех учеников, которые к ним приписаны; принимать гибкие решения в вопросах преподавания и осуществлять их мониторинг; обеспечивать обучение в соответствии с типичной учебной программой, адаптируя детали в том случае, когда прогресс, достигаемый детьми, отличается от ожидаемого; уметь преподавать для разнообразной аудитории; искать, использовать и координировать поддержку для учащихся, требующих более интенсивных услуг, чем те, что предоставляются их сверстникам.
Задачи психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования: своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ОЦДиК, психолого-медико- педагогической комиссии); разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным и другим вопросам.
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ОЦДиК, психолого-медико- педагогической комиссии); разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным и другим вопросам.
Психолого-медико- педагогический консилиум Цель - обеспечение диагностика-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Задачи: выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; создание условий для успешного прохождения программы детей, состоящих на сопровождении ПМПк; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности коррекционной помощи; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитее ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности
Механизмы реализации программы Ребенок Психолог Логопед, дефектолог Администрация школы и управления образования ТПМПКПедагоги Родители
Внешние связи ОУ ОУ ГОУ «ОЦДиК" Школы – участники проекта НИПКиПРО ТПМПК Родительская общественность Управление образования
Диагностика познавательных процессов (первичная диагностика) (на конец года) 27 учащихся 25 учащихся
Диагностика внимания (первичная диагностика) (на конец года) *** учащихся *** учащихся
Диагностика самооценки (первичная диагностика) (на конец года) 18 обучающихся 18 обучающихся
Барьеры развития инклюзивного образования Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования. Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов). Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова). Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно- методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ. Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений.
Резюме: Разработана модель психолого-педагогического сопровождения для нашего образовательного учреждения Апробирована технология сопровождения инклюзивного обучения Создан школьный психолого-медико-педагогический консилиум Налажено сотрудничество с организациями- участниками инклюзивного образования Разработаны программы психолого-педагогического сопровождения для разных групп обучающихся Оказано психологическое содействие всем участникам образовательного процесса