Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте. Учитель начальной школы МОУ Жаворонковская СОШ Васильева И. А.
всесторонне развитая личность личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества личность грамотная, владеющая формами, как устной, так и письменной речи.
Письменная речь самая многословная, точная и развёрнутая форма речи; появляется в результате специального обучения; на ранних этапах её формирования предметом является не мысль, а техническая сторона написания букв; происходит формирование двигательных навыков письма.
Формирование каллиграфического навыка с разных позиций, таких как: «письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов.
Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке.
Уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если: организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса, будут созданы необходимые условия и подобраны эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка.
Современные подходы к формированию каллиграфического навыка Письмо с секретом В. А. Илюхиной Технология обучения письму Е. Н. Потаповой Тактированное письмо М. М. Безруких Методика Н. Г. Агарковой
Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся Письмо с секретом В. А. Илюхиной. Основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы".
Методика В. А. Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: экономичность обучения, быстрота периода обучения; положительная мотивация в действиях детей; развитие внимания, памяти.
Технология обучения письму Е. Н. Потаповой развитие мускульной памяти(система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами) развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода) закрепление знаний, умений, навыков с помощью вкладыша букв и карточками- кальками
Тактированное письмо М.М.Безруких- ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. 1 этап - обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; 2 этап - учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох); 3 этап - обводка под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов.
Принципы методики Н. Г. Агарковой поэлементного изучения; одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов; принцип логической группировки буквенных знаков.
Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, раскрывает его основы.
Выводы: в основе - методы, зарекомендовавшие себя исторически; направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком; технологии обучения носят развивающий характер; приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.
Список литературы 1.Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, Жедек, П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / П.С.Жедек. Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа –8. –с Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа –с Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.