ТЕМА : Теория и методология истории План: Происхождение и развитие исторического знания Современные проблемы исторической науки, ее роль в жизни общества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. Введение к курсу. Теория и методология истории. Вопросы: Вопросы: 1. Происхождение истории 1. Происхождение истории 2. Методология истории как.
Advertisements

Котов Антон Сергеевич Кафедра истории и регионоведения.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
+ – «ДА» 0 – «Нет» о + о о.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби «Исследование истории» ( )
ЛЕКЦИЯ 1 3 ЛЕКЦИИ 3 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ ( СЕМИНАРЫ ) ЭКЗАМЕН.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Презентация на тему: Теория развития цивилизаций А.Тойнби.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Транксрипт:

ТЕМА : Теория и методология истории План: Происхождение и развитие исторического знания Современные проблемы исторической науки, ее роль в жизни общества Методология истории Формационный и цивилизационный подходы в истории

История ( στορία) – (греч.) расспрашивание, исследование, разыскание. Клио – одна из 9 муз – муза истории. Изображалась со свитком папируса или листом бумаги и с грифелем. Таким образом, история первоначально считалась искусством.

«Отец истории» - Геродот (Vв до н.э.). Понимал историю как «рассказ», «расспрашивание», опирающееся на свидетельства очевидцев. Аристотель (IVв до н.э.) – отделил историю от поэзии и театра, создав первую классификацию научного знания

В XVIII веке формируется понятие истории близкое к современному XIX век – «золотой век» истории. Объективное познание считалось достижимым. Л. фон Ранке ( г): историк должен писать «как, собственно, все происходило»

Проблемы: понятие «история» включает два толкования: 1. История – это все прошлое человечества. 2. История – представление об этом прошлом. Могут ли они полностью совпадать? Существуют ли критерии объективного исторического знания? Является ли история наукой?

История в ХХ веке: 1. Целью исторического исследования является человек, а не создание глобальных объяснительных моделей 2. Расширяется предметное поле истории, она сближается с другими науками – культурологией, социальной антропологией, филологией 3. Формируются новые направления: история повседневности, история ментальностей, квантитативная история, эго история, микроистория, психоистория («антропологический поворот» 70-х гг ХХв.)

Марк Блок ( ) Люсьен Февр ( )

Неразрывная связь прошлого и настоящего: «Понять настоящее с помощью прошлого»; «понять прошлое с помощью настоящего» (М.Блок) Гуманизация истории: «за зримыми чертами …орудий и машин, за самыми сухими документами и институтами…история хочет увидеть людей. …Настоящий историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, ждет его добыча» (М.Блок).

История - глобальная наука об обществе, изучающая прошлую действительность во всех ее элементах, объединяя усилия различных гуманитарных дисциплин. Междисциплинарный подход как главный принцип изучения исторической действительности Изучение ментальностей, т.е. коллективного сознания

«квантитативная», т.е. количественная история – предполагает заимствование методов экономики, демографии, статистики. В ее основе – возможность статистической обработки массива однородных данных (в экономической истории, археологии и т.д.) История ментальностей, предполагающая изучение представлений о мире людей иной культуры, имеющих чуждые для современного восприятия мысли, верования, чувства и ценности.

Историческая антропология – направление, использующее достижение этнологии и антропологии, изучающих культуры, отличные от западной. Предполагает исследование глубинных структур коллективной жизни людей, на основе изучения народной памяти, мифов, обычаев и ритуалов. Психоистория – использует методы психоанализа, изучает основные поведенческие и психологические реакции людей в исторических группах.

Микроистория -изучение малых объектов – отдельных личностей, семей, локальных сообществ или поселений, что позволяет уловить уникальные черты определенной исторической эпохи, значение индивидуальных событий. История повседневности – «история снизу». Изучение жизни, быта, повседневной реальности «рядовых людей».

Роль истории в обществе связана с выполнением важнейших функций: Функции истории: Научно-познавательная Прогностическая Функция социальной памяти Воспитательная

Методология – система научных приемов исследования, а также учение о методах научного познания мира. Методология истории -специальная дисциплина, изучающая природу, принципы, категории и методы исторического познания. Ее цель – построение структуры научного исторического знания, организация и систематизация изучаемого материала

Принципы – исходные способы истолкования исторического материала Категории – понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи изучаемого мира Методы – специальные приемы научного исследования (сравнительно-исторический, описательный, проблемно-хронологический, генетический, типологический, количественный)

Основоположник – К.Маркс ( ) Ключевое понятие – формация – тип социально- экономической жизни общества, складывающийся на определенном этапе развития

Все формации базируются на собственном способе производства и экономических классах. Формации сменяют друг друга по мере развития социального и технического прогресса, как правило – в ходе социальной революции. Всего выделено 5 формаций: первобытно- общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, коммунизм

Не учитывается, что сознание достаточно сильно влияет на бытие Не был детализирован переход от одной формации к следующей Упрощалась социальная структура современного общества Апология революционного насилия Не учитывались особенности регионального развития (страны Востока не вписываются в рамки формационной модели

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – локальный, замкнутый тип культурного развития, обладающий уникальными характеристиками экономики, политики, религии, искусства. Группируется на базе определенного региона или страны (цивилизации Китая, Индии, античного Рима, Европы, России и т.д.)

Основоположник метода культурно-исторической типологизации, в рамках цивилизационного подхода. История развивается как процесс смены культурно- исторических типов Они существуют независимо друг от друга; каждый проходит стадии рождения, расцвета, упадка, гибели.

История – процесс зарождения и гибели отдельных, неповторимых культур. Каждая проходит определенные циклы развития – весну, лето, осень, зиму. Все культуры равноценны Цивилизация – заключительный этап развития культуры.

Выделил более 20 отдельных, самостоятельных локальных цивилизаций Концепция «вызова- ответа»: Неблагоприятные условия бросают «вызов» обществу, которое, усилиями «творческого меньшинства» находит адекватный «ответ», стимулирующий историческое развитие.

«Культурно- исторические типы» Данилевского «Культуры» Шпенглера«цивилизации» Тойнби Египетский, китайский, ассиро-вавилоно- финикийский, халдейский индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо- романский. В стадии формирования – славянский. Египетская, вавилонская, индийская, китайская, арабская, античная, западная, майя. Египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майя, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, дальневосточная, православно- христианская, иранская, арабская, индуистская, вавилонская, мексиканская, юкатанская

Разрабатывал концепцию локальных цивилизаций, на основе теории этносов. Источник исторического движения - «пассионарные толчки»

«Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться»