Актуальность проекта Проблема физического и психологического развития детей всегда волновала родителей и учителей. В настоящее время она усугубилась в связи с увеличением учебной нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания, снижения двигательной активности детей и др. За последние годы численность практически здоровых школьников резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. Школьная среда мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. Станет ли она фактором, наносящим вред его здоровью, препятствующим его полноценному развитию или станет средой, которая способствует наиболее полному раскрытию его возможностей и талантов, зависит от политики школы. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
Здоровье детей это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Данные по школе: Количество учащихся в школе-266 человек; Прошли медосмотр-266 человек: 1 группа здоровья-19 человек (7,14%) 2 группа-193 человека(72,56%) 3 группа-54 человека(20,30%) Абсолютно здоровы-19 чел.,(7,14%) Выявлено больных-247 чел, (92,86%) Слабовидящие(миопия)-16,17%; Нарушение осанки-29,32%; Заболевания органов пищеварения 10,53%
Правильно организованный учебно- воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.
Проблема: на общеобразовательных уроках редко используются физкультурные минутки.
Физкультурные минутки обеспечивают активный отдых учащихся переключают внимание с одного вида деятельности на другой помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах улучшают обменные процессы способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Задачи физкультминуток снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями; сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Анкета «Моё здоровье» В школе проводилось анкетирование с целью с целью выяснения отношения к своему здоровью выяснения отношения к своему здоровью и проведению физкультминуток. и проведению физкультминуток. В анкетировании приняло участие 45 учащихся школы.
По какой причине пропускаешь уроки?
2. Делаешь ли утром зарядку? 26 человек согласились с утверждением. (58%) 3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры? 40 человек регулярно посещают занятия (89%0 4. Как занимаешься на уроке физкультуры?
5. Занимаешься ли спортом дополнительно? 22 ученика занимаются в спортивных секциях дополнительно. (49%) 6. Оцени степень усталости на уроках.
Физкультминутки на уроках.. 1. Упражнения, способствующие развитию мышц пальцев, руки, предплечья. Замечено. Что дети, особенно первоклассники, в первое время на уроках письма сильно сжимают ручку, что приводит к быстрому уставанию пальцев. Учитель в этом случае может провести одну из рекомендуемых физкультминуток.
«Дождь и град» Учитель говорит: «Дождь идет... Пошел град... Небо стало ясным... Засветило солнышко».Под слова «дождь идет» дети постукивают по парте кончиками пальцев, перебирая их по очереди, как при игре на пианино. Создается впечатление шума во время дождя. Под слова «пошел град» руки поворачиваются ладошками вверх, и дети стучат по парте суставами пальцев. При этом создается впечатление ударов града по крыше. Так повторяется несколько раз, пока учитель не скажет: «Небо стало ясным. Засветило солнышко».
«Считалочка» Раз, дав, три, четыре, пять! Ох как весело играть! Руки вверх подними, На пальчики посмотри, Шире руки разведи! А потом их отпусти! Учитель говорит: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ох как весело играть» - легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их отпусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох.
Учителя порой мало обращают внимание на упражнения для отдыха глаз. Между тем глаза ребенка быстро устают, ведь через органы зрения в мозг ребенка поступает больше информации, чем через все имеете взятые органы чувств. Поэтому глазам также нужен отдых. С этой целью можно проводить такие физкультминутки: 1. Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно. 2. Отвести взгляд от тетради на уроках письма, от букваря или азбуки на уроках чтения и посмотреть в сторону, в окно, обратив внимание на зеленый и голубой цвета объектов окружающего мира. 3. Сесть в положение готовности внимательно слушать учителя. По команде с паузами закрывать и открывать глаза. Это упражнение можно проводить и в другом варианте: под слова учителя «нас нет в классе» дети закрывают глаза, а под слова «мы в классе» открывают.