Речевая коммуникация к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна
Язык и речь Язык – это иерархически упорядоченная система знаков, меньшие единицы которой подчиняются большим Язык существует только в обществе людей. Язык реализуется в речи. Речь – это форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь понимается как процесс и как результат.
Функции языка и речи Коммуникативная Информационная Агитационная Эмотивная Метаязыковая Фатическая
Речь и мышление Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю Внешняя речь – это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь – это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем. Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий.
Три типа внутренней речи: внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей; собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т. п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи; внутреннее проговаривание, т. е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях.
Речевая деятельность Речевая ситуация, т. е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. п. Речевая ситуация порождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия.
Результат речевого действия определяется обратной связью Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии: 1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи; 2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм; 3) понимание общего плана высказывания; 4) понимание замыслов и мотивов высказывания; 5) оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т. п.); 6) понимание выбора формы и языковых средств. Понимание(как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без первого – нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания. Обратная связь(т. е. реакция на высказывание) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.
Средства передачи информации Вербальные Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов Невербальные Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т. п.).
Виды речевой деятельности Говорение– это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание(или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо– зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение– расшифровка графических знаков и понимание их значений.
Модель речевой коммуникации Отправитель Сообщение Получатель Кодирование Код Декодирование Внутренняя речь Внешняя речь Внутренняя речь