Выполнила: логопед Лобкова Любовь Васильевна Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 Еманжелинского муниципального района
Коррекционно-образовательные цели: Обобщение представлений о зиме и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима» Совершенствование синтаксической стороны речи. Согласование прилагательных с существительными, сравнение с геометрическими формами, закрепление умения ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, общих и речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти и мышления.
Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношение к природе.
Магнитофон с аудиозаписью звуков природы, птиц зимой. Картинки с изображением зимних пейзажей природы, картинки птиц Пеналы для выполнения анализа. предложений, слов.
Приглашаю детей в кабинет, где на мольберте и на доске размещены картины с зимним пейзажем с зимующими птицами. Логопед включает кассету с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят и садятся на стульчики. Логопед (выключает магнитофон) загадывает загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвёртый плачет (Времена года)
Логопед: Дети, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Да, мы сегодня будем говорить о зиме, которая уже вступила в свои права. Вспомните всё, что вы знаете о зиме и её приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы слышали, когда мы слушали диск?
Ответы детей: Шум ветра, вой вьюги Вьюга холодная, злая, колючая. Ветер зимний, студёный, злой. Упражнение «Сравни и расскажи» Снег и лёд – их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом. Ответы детей: Снег мягкий, а лёд твёрдый. Снег пушистый, а лёд гладкий. Снег белый, а лёд прозрачный. Снег тает быстрее, а лёд медленнее.
Вы были на прогулке и в парке, видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Посмотрите, на эти картины, они помогут вам ответить на мои вопросы. Старайтесь в своих ответах использовать слова, отвечающие на вопрос: «Какой? Какая? Какие?» Какое время года наступило? Что лежит на земле и на деревьях? Какие стоят деревья зимой? Какое небо? Какой воздух? Ответы детей: Наступила холодная зима. На земле и на деревьях лежит пушистый снег. Деревья стоят голые, замёрзшие, тёмные. Небо высокое и ясное. Воздух морозный и чистый.
Дети называют птиц, которых они видят на картине. Сколько птиц прилетело к дереву? Сколько птиц сидит на ветке слева? Справа? Внизу? Сколько птиц подлетает к дереву?
Дети посмотрите, на сову и скажите: «Какая какой формы голова у совы? Голова у совы круглая. Какой формы тело у совы? Тело у совы овальное. На какую фигуру похож хвост у совы? Хвост у совы похож на треугольник. Молодцы, дети!
Предлагает посадить птиц по заданию в 2 ряда: Посади синицу на второе место в первом ряду. Я посадил синицу на второе место в первом ряду. Возьми дятла и подумай, куда ты хочешь его посадить? Я посажу дятла на первое место во втором ряду.
Предлагаю детям высказать впечатления о прогулке по зимнему лесу. Что понравилось?