Пимоненко Николай Корнилович ПАСХА Пимоненко Николай Корнилович..
Законы юного художника: Аккуратно смачивать кисточки в воде, излишки воды и краски вытирать о край баночки, можно использовать салфетку для промачивания кистей. Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей причёску, а также долго держать опущенной в воде. Промывать кисть, чтобы не пачкать краски; После работы гуашь надо плотно закрыть, чтобы она не высохла. Работать нужно аккуратно.
Существует несколько версий крашения яиц на праздник. Один из них связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, снесло яйцо, помеченное красными точками. Счастливое знамение было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Император Марка Аврелий
Славяне его также видели и считали, что скорлупа – небесный свод, белок – воздух и вода, желток – земля. Вот и получилась Вселенная. Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить, т.е расписать. Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым.
Малёванка – это более сложный вид. Используется воск и специальные кистки или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется. Дряпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть и ещё так называемая « прорезная роспись » - это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие. (Слайд 9)
Писанки
Этапы выполнения эскиза: На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов; Составляем узор; Расписываем цветом; Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности.
Красный цвет – символ жизни, силы природы, воскрешения; белый – чистоты, безгрешной жизни; желтый – цвет солнца, достатка, богатства; голубой – символ неба, воды, здоровья, божественности; зеленый – цвет весны, единства мира растений и животных; коричневый обозначал мать-землю. Краски готовились на воде, но не на обычной, а взятой на рассвете из трех разных источников. Ее сливали в одну емкость и несли домой. По дороге нельзя было не с кем разговаривать, ни на кого смотреть и оборачиваться. Затем в воду добавляли немного освященной. Такая вода считалась очень сильной, живой. Орнамент Украшали писанки древними орнаментами, которые зачастую были намного старше самого христианства. Трикветр – символ плодородия, огня, мужской силы. Крест символизирует сотворение мира. Вертикальная линия креста означает небо, духовность, горизонтальная – землю, ее женское начало. Крест – это вечная жизнь, так как он бесконечен.
Треугольник часто встречается на писанках и обозначает триединство мира: неба, земли и воды, отца, матери и ребенка. Сетка – оберегает от злых духов, отделяет зло от добра. Сигма – символ змеи. Встречается на керамике Трипольской культуры. Означает воду, гром, молнию. Змея охраняет домашний очаг. Олень – культ оленя или коня тесно связан с культом солнца. По давним верованиям, солнце на протяжении суток бывает и на небе, и под землей. И олень выносит его утром на своих рогах из- под земли на небо. Подобно Прометею, который принес небесный огонь людям, олень украл солнце у бога земли. Сосна – как правило, на писанках она изображается либо белым, либо желтым цветом и является знаком всей земной растительности. В представлениях наших предков сосна была связана с культом Змея, роль которого заключалась в оплодотворении всего живого. Сосна и другие растительные симметрические завитки символизируют ежегодное возрождение всего живого, воскрешение после сна и плодородие земли.