Формула У. Джеймса: Уровень Реальный успех Самоуважения= Уровень притязаний
От чего зависит экзаменационная устойчивость: 1. Уровень знаний (!) 2. Уровень самооценки 3. Уровень тревожности 4. Уровень ожиданий значимых взрослых (родители, учителя)
Формула экзаменационной устойчивости: Уровень знаний 1)Э.У. = Тревожность Уровень знаний 2. Э.У. = Ожидания от меня
Психологические проблемы современных детей «Сегодня дети, а завтра – народ» (С. Михалков)
1. Детоцентристский подход в воспитании (зачастую гипертрофированный). 2. Крайности в воспитании: либо сверх опека (избалованность), либо игнорирование или отчуждение. 3. Интенсификация раннего развития(с 3-х лет и раньше). 4. Практически во всех семьях - нарушение совместной деятельности родителей и детей. Особенности современного воспитания и отношения к детям:
Проблемы когнитивного развития современных детей : 1. Они не читают литературу, книги (читают блоги). 2. Внимание у современного ребенка – «клиповое» (привыкают воспринимать маленькими кусочками). 3. Современный ребенок не концентрируется на информации (синдром рассеянного внимания).
Эмоциональные и поведенческие проблемы современных детей: У 75% детей выявляются те или иные эмоциональные трудности и нарушения: - повышенная тревожность, страхи, гиперактивность; - повышенная агрессивность; - эмоциональная неустойчивость (капризы, истерики, срывы и т.д.); - все зависимости ( смс, планшет, интернет-зависимости; пищевая); - проблемы в межличностном общении (социальный аутизм, постоянная конкуренция и соперничество со сверстниками и т.д.).
Психофизиологические последствия: 1. Нарушение физического развития (нормы по физкультуре часто невыполнимы); 2. Нарушение психологического здоровья (сниженная самооценка, повышение тревожности); 3. Нарушения психического здоровья (неврозоподобные состояния у 30-60% школьников).
Группа риска: Леворукие, медлительные, гиперактивные, часто болеющие, одаренные, дети из психологически неблагополучных семей.
Возрастная психология: Психика – системное образование. Каждый возрастной период подготавливает следующий: если какой- то возраст прожит ребенком неблагополучно, то следующий возраст будет менее продуктивным. Каждый возрастной период детерминируется (определяется) ведущим типом деятельности. Каждый возрастной период сензитивен для формирования определенных навыков и качеств личности ребенка.
Ведущие типы деятельности в периодах детства: 0- 1 год (младенчество) – эмоциональное общение с матерью года (раннее детство)- манипулирование с предметами, игрушками 3 – 7 лет – (дошкольное детство)- сюжетно-ролевые игры лет – (младший школьный возраст) - учеба лет (подростковый) – общение со сверстниками 16 – 19 лет – ранняя молодость, 19 – 25 лет – молодость – личностное и профессиональное самоопределение
Основные психологические новообразования: В младенчестве – базовое доверие к миру и к себе. В раннем детстве –познавательная активность. В дошкольном периоде – произвольность поведения, инициативность. В младшем школьном – учебная деятельность. В подростковом – общение со сверстниками. В юности – личностное самоопределение.
Кто переживает перед экзаменом, тот: плохо подготовлен; не уверен в себе; привык тревожиться заранее; боится не оправдать ожидания родителей или собственные.
Приемы конструктивного общения: Не «наезжать»: избегать вопросов «почему ты?» или «ты» Формула эффективного общения: Я + настоящее чувство+короткое пожелание Присоединение к чувствам и переживаниям другого
Рекомендации психологов перед экзаменами: 1. Отрегулировать свое дыхание(глубокие дыхания успокаивают работу сердца и уменьшают пульс на %). Чтобы успокоиться перед экзаменом, вам нужно понять, какова главная причина волнения и переживаний (чего больше всего боитесь). Уже в аудитории можно применить приемы саморегуляции (заштриховать геом.фигуру, поработать с образом волнения)
Презентацию подготовила: Семина Ирина Борисовна, руководитель психологической службы Фонда. Спасибо за внимание!