«…Вы поймите, это просто, очень просто»- Он твердит ученикам в который раз. «Приглядитесь, то же - острый угол, острый, Не тупой совсем, в отличии от вас!...» Старший преподаватель кафедры «Высшая математика» ФГБОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия Меньшов М.В. Самара, 2014 г.
Ст. преподаватель Меньшов М.В. Доцент, к. п. н. Беришвили О.Н. Доцент, к. т. н. Долгоруков Н. В. Доцент, к. п. н. Плотникова С. В. Доцент, к. п. н. Бунтова Е. В. Ст. преподаватель Алмасова Г. З. Ст. преподаватель Сичинава Г. В. Ассистент Молофеев И. Ю. Ст. лаборант Ткачук И. Г. Зав. кафедрой, профессор, д. т. н. Сыгуров П. Н.
* К началу XXI века математические олимпиады превратились в целое общественное движение со сложной иерархической организацией. Это движение берет начало в школах, проходит районный, городской, региональный, общероссийский этапы и завершается на международном уровне. * Не смотря на объективно существующие организационные и методические сложности в подготовке, уровень подготовленности участников олимпиад растет, показателем чего в частности являются высокие призовые места, регулярно занимаемые в последние годы российскими школьниками на международных олимпиадах. * Современное развитие олимпиадного движения сопровождается активной информатизацией этого процесса, появлением различных онлайн- модификаций всевозможных предметных конкурсов.
* Невозможность реализовать детальную проработку фундаментальных положений дисциплины в рамках обязательной школьной программы * Большая загруженность учителей-предметников * Отсутствие у большинства педагогов организационно- методического опыта подготовки учащихся к олимпиадам * Отсутствие или недостаточность необходимой методической литературы
- логические задачи - задачи на инвариант - игра - комбинаторика - теория графов - функциональные уравнения - неравенства - геометрические задачи
- доказательство от противного - принцип Дирихле - правило крайнего - решение с конца - решение методами другой науки - математическая индукция - построение контр примера - метод аналогий - вспомогательное построение - вспомогательное раскрашивание
* Задача 1. В классе 30 учеников. Саша Иванов в диктанте сделал 13 ошибок, а остальные – меньше. Докажите что, по крайней мере 3 ученика сделали ошибок поровну (может быть по 0 ошибок). * Задача 2. Методом математической индукции докажите утверждение: n 3 +5n кратно 6, для любого натурального числа n. * Задача 3. Существует ли выпуклый четырехугольник, диагонали которого перпендикулярны, а стороны равны 3, 5, 7, 4?
* Поэтапное создание базы необходимых знаний и методов решения нестандартных задач * Накопление опыта в решении конкурсных задач различных лет, их классификация и ранжирование * Формирование умения распознавать тот или иной типовой метод решения, замаскированный в задаче, а так же способности применять совокупность нескольких методов или подходов * Обучение системному походу к решению поставленной задачи с привлечением понятийного и функционального аппаратов других дисциплин или наук
* Комплексное рассмотрение затронутого вопроса приводит к необходимости следующих мер по развитию олимпиадного движения в условиях совершенствования российской системы образования: - возрождение или активизация кружковой работы по математике (начиная со средних классов школы) - организация дополнительного издания специализированной литературы по организационно-методическим аспектам олимпиадной подготовки - создание специализированных курсов, в рамках обучения в педагогических вузах, по освоению организационно-педагогических и методических особенностей подготовки к предметным олимпиадам - достойное материальное и моральное поощрение педагогов- предметников и учеников, активно участвующих в олимпиадном движении.