Семинар-практикум «Заботимся о речи наших дошколят» Разработано: Николаева Т.В. – учитель – логопед Курендова О.С. – учитель - логопед.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Advertisements

Презентация Артикуляционная гимнастика, Артикуляционная гимнастика, как средство развития как средство развития речи дошкольников. речи дошкольников. Выполнила:
Комплекс упражнений для постановки звука Л.. «Наказать непослушный язык» Цель – вырабатывать умение удерживать язык широким. Описание – слегка приоткрыть.
Секреты артикуляционной гимнастики Презентацию подготовила: Здор Елена Васильевна, учитель-логопед МАДОУ д/с 70 «Солнечный город»
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
«Артикуляционная гимнастика это весело, полезно и интересно»
Автор: учитель- логопед Аглиуллина Г.А г. ГОУ, специальная /коррекционная/ школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Цель – вырабатывать умение удерживать язык за нижними зубами. Описание – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние.
Семинар-практикум для родителей по теме: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА» Подготовила : учитель-логопед МБДОУ 28 Карцева Елена Владимировна.
«Артикуляционная гимнастика. Её значимость в коррекционной деятельности учителя - логопеда.» Автор : учитель-логопед : Гончарова И.А.
Школа для родителей «Малая академия воспитания и развития» Тема: «Артикуляционная гимнастика» Провела: В.А. Тюнина Учитель-логопед апрель 2015 год.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Что такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.
Профилактика звукопроизношения у детей младшего возраста.
Презентацию подготовила : Дёмшина Светлана Николаевна учитель – логопед МБДОУ д / с 22 « Ромашка » 2012 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Артикуляционная гимнастика помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить.
В ЕСЁЛОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ ( АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ) Составили: Учителя-логопеды Ковешникова М.П., Орлова А.А год. МБДОУ детский.
Путешествие веселого язычка Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Второй комплекс Для шипящих звуков: ш, ж, щ.
Сроки появления в речи ребёнка звуков: Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные.
Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами! МБДОУ - д/с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка Автор: учитель-логопед Атрохова Евгения Сергеевна.
Транксрипт:

Семинар-практикум «Заботимся о речи наших дошколят» Разработано: Николаева Т.В. – учитель – логопед Курендова О.С. – учитель - логопед

Цели и задачи: расширить представления о значимости выполнения артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста; обозначить требования к оборудованию и месту проведения гимнастики; уточнить виды артикуляционных упражнений; самостоятельно, следуя описанию, научиться выполнять комплексы упражнений; расширить представления о способах проведения артикуляционных упражнений; научиться проводить диагностику речевого развития с помощью дидактического материала, разработанного в соответствии с этапами речевого онтогенеза; уметь правильно провести оценку речи ребенка.

Содержание: Артикуляционная гимнастика как средство формирования и развития речевых способностей у детей дошкольного возраста; Диагностика речевого развития с учетом возрастных особенностей формирования речи в онтогенезе.

Ребенку дошкольного возраста очень важно научиться управлять речевыми органами Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка; Речевое дыхание способствует развитию не только голоса, но и формированию правильного звукопроизношения; Разнообразные формы проведения, через игровые упражнения, как способ развития речевых способностей и расширение представлений об окружающем мире.

Требования к оборудованию и месту проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики Уголок должен быть оборудован общим зеркалом, расположенным в достаточно освещенной зоне, столиком или полкой, индивидуальными зеркалами; Рекомендуется учиться выполнять упражнения совместно с педагогом перед одним зеркалом. Ребенок и педагог находятся на одном уровне, что дает возможность ребенку видеть положение органов артикуляции;

_______________________________ Общая продолжительность гимнастики не более минут; Положительный эффект возможен в том случае, если упражнения выполняются ежедневно, а главное-правильно; Начинать необходимо с самых простых упражнений, развивающих подвижность речевого аппарата. Важно, чтобы у ребенка была возможность опоры на различные анализаторные системы: слуховую, зрительную, тактильную (словесная инструкция, наглядность, возможность ощущать положение своих органов артикуляции).

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности: показ упражнения, словесная инструкция; выполнение упражнения перед зеркалом; проверка правильности выполнения.

Виды артикуляционных упражнений Статистические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения, координации, хорошей переключаемости.

Каждый комплекс артикуляционной гимнастики должен включать в себя несколько обязательных заданий: упражнения для губ упражнения для языка упражнения для формирования правильного речевого дыхания.

Статические упражнения «Лопатка» («Блинчик»). Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном положении. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

_______________________________________ «Иголочка» («Жало»). Цель: Вырабатывать умения удерживать острый. Длинный язык. Описание: Рот открыть и, улыбаясь высунуть язык далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

_______________________________ «Заборчик». Цель: Закреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке. Описание: Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.

__________________________________ «Трубочка». Цель: Научить выполнять трубочку из губ. Описание: Сомкнутые губы слегка вытянуты вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.

___________________________________ «Бублик». Цель: Научить округлять губы и немного вытянув вперед удерживать без напряжения. Описание: Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна.

___________________________________ «Птенчик». Цель: Научить удерживать рот в открытом положении не высовывая язык. Описание: Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

___________________________________ «Чашечка». Цель: Выработать умение загибать края языка, научить удерживать язык в форме чашечки наверху. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Открыть рот. Широкий, расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Динамические упражнения «Хоботок-улыбка». Цель: Научиться, четко переключать положение губ с позиции «улыбка-хоботок». Описание: Растянуть губы в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы, чувствуется напряжение мимических мышц щек, удерживает 3-5 секунд. Вытянуть губы вперед «хоботком» (как при произнесении звука У), удерживаем 3-5 секунд. Повторяем упражнение 6-10 раз.

___________________________________ «Змейка». Цель: Вырабатывать умение выдвигать язык изо рта и прятать обратно. Описание: Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

__________________________________ «Наказать непослушный язычок». Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «па – па – па». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

___________________________________ «Вкусное варенье». Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

___________________________________ «Часики». Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Описание: Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

___________________________________ «Качели». Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

___________________________________ «Маляр». Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

___________________________________ «Лошадка». Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

___________________________________ «Индюк». Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится голос.

Дыхательная гимнастика Отличия речевого дыхания от обычного жизненного дыхания: - вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи через рот; - вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они не равномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

Внимание воспитателя должно быть сосредоточено на следующих моментах: во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны; грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе; живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе – опускаться (проконтролировать правильность можно положив ладонь на живот); во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот; вдох должен быть мягким и коротким, выдох длительным, спокойным и плавным; сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание; говорить только на выдохе.

Игровые упражнения на дыхание «Гармошка». И.п – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на одну-две секунды. Плавный выдох через рот.

___________________________________ «Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

___________________________________ «Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууу. «Футбол». Сделать вдох, улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

___________________________________ «Воет буря». Поднеси к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуй. Если появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Способы выполнения «Логопедическая сказка» - разные комплексы упражнений соотносятся с определенной сказкой, каждая из которых имеет свою задачу. Например: помогает запомнить названия органов артикуляции, способствует тренировке ориентирования в пространстве, помогает соотнести упражнение с определенным образом и др. Артикуляционные комплексы, можно соотнести с рисунками и стихотворениями, что помогает развивать не только подвижность артикуляционного аппарата, но и такие процессы как восприятие, память. Речевые игры по лексическим темам позволяют формировать правильный артикуляционный уклад и расширяют представление об окружающем мире. Речевые игры в подвижных видах деятельности направлены не только на подготовку речевого аппарата, а также на координацию движений, что способствует преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.

Диагностика Выделяют такие стороны речи как звукопроизношение лексика грамматический строй речи связная речь

Спасибо за внимание!