Проектирование «трехуровневых» задач как инструмента оценки индивидуального прогресса учащихся в освоении учебно- предметных компетенций у школьников на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.Б. Воронцов В.А. Львовский П.Г. Нежнов Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников (SAM): потенциал и возможности инструментария Учебный курс.
Advertisements

А.Б. Воронцов В.А. Львовский П.Г. Нежнов Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников SAM( School Achievements Monitoring) : потенциал и возможности.
13-14 апреля 2015 Разработка тестовых материалов по модели SAM (математика начальной школы) Горбов Сергей Федорович.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Наблюдательный совет Центр международного сотрудничества по развитию образования 12 октября 2010 Москва, Россия Alexey Voroncov, кандидат педагогических.
Совершенствование методических подходов к формированию учебно-предметных компетенций (анализ регионального мониторинга данного направления с привлечением.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Применение оценочной техники «создание тестов» на уроках в 9-ом классе © Исакова Мария Андреевна.
Ежегодный семинар Центра международного сотрудничества по развитию образования Методическое обеспечение и рекомендации по использованию результатов мониторинга.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе П.Г. Нежнов, кандидат психологических наук.
Итоги апробации информационной системы для мониторинга оценки качества основного общего образования Ушакова Е.Г. Сургут, 16 апреля 2013 ИПОП «Эврика»
Стартовая проверочная работа по математике в 5 классе.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа »
Новая модель инструментария для проведения квалификационного испытания выпускника учреждения профессионального педагогического образования. Шиян И.Б. Орехово-Зуево,
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Начальная школа Самоценный, принципиально новый этап в жизни, когда ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Транксрипт:

Проектирование «трехуровневых» задач как инструмента оценки индивидуального прогресса учащихся в освоении учебно- предметных компетенций у школьников на разных уровнях образования Занятие 4 Воронцов Алексей Борисович 20 августа 2015 года

1 вопрос: результаты выполнения домашней работы Задание: разработать две диагностические работы («на вход» и «выход») для оценки освоения учащимися предметных культурных способов и средств действия. 1)Любой способ состоит из отдельных операций 2)Каждую операцию необходимо проделать в разных вариациях 3)Нужно собрать все операции вместе в один способ

А вот как надо: Диагностических работ в учебном году должно быть столько, сколько ключевых понятий (способов действий/средств), т.е. учебных задач вы будете осваивать увеличенное в 2 раза (вход и выход/ 3 учебные задачи – 6 диагностических работ Диагностическая работа «на вход» – проверка освоения каждой отдельной операции в разных проявлениях Диагностическая работа «на выход» - рефлексивное отношение к отдельным операциям и способу в целом через анализ ошибочных действий других детей. Итог диагностической работы: - диагноз того, что у ребенка «болит» (т.е. в каких ключевых операциях у него ошибка) с целью дальнейшей индивидуальной коррекции его действий

Итак, требования к диагностической работе (ДР) ДР составляется не под любое предметное содержание, а только под ключевые, ядерные понятия (т.е. учебные задачи); ДР не может задаваться в формате теста. Ребенок в ходе выполнения ДР должен действовать (реально выполнять определенный набор операций); Оценивается учителем каждая отдельная операция с использованием бинарной шкалы оценивания. В заключении ставится диагноз, что «болит». Обязательно назначается «курс лечения» (коррекция) ДР имеет два такта: выполнение учеником операциональных действий (ДР «на входе») и рефлексивное отношение к действия этим способом других (ДР «на выходе») ИТОГ: Между двумя тактами «лечение», после второго такта при положительном решении – выпускаем «на волю», т.е. включаем данный способ (понятие) в других виды работ учащихся для решения целого круга частных задач, в том числе и в домашнюю работу

2 вопрос: проектирование «трехуровневых» задач как инструмента оценки индивидуального прогресса школьников Понимание индивидуального прогресса – это непросто положительная динамика отметок учащегося по разным отдельным темам учебного курса.

Основание для разработки инструментария: представление об этапах присвоения предметных содержаний, опирающееся на модель «культурного развития» Л.С. Выготского Наш подход Предмет педагогической диагностики: присвоение обобщенных способов действия, кристаллизованных в знаковых структурах Единицы содержания - относительно целостные разделы предметных дисциплин Главная точка отсчета - абсолютная культурная норма

Волна (профиль) присвоения культурных образцов действия Содержательный Формальный Функциональный Пройденная часть учебной программы

Структура тестовых заданий Способ действия (задача) Задание 1.1. Задание 1.2. Задание уровень - формальный 2 уровень - предметный 3 уровень - функциональный

Структура теста Задача 1Задача 2Задача N … Задание 1.1 Задание 1.2 Задание 1.3 Задание 2.1 Задание 2.2 Задание 2.3 Задание n.1 Задание n.2 Задание n.3 Предмет тестирования – мера присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия Содержательная основа теста – технологическая матрица (система средств/способов ориентировки действия в данной предметной области)

Трехмерный профиль

ПРОФИЛЬ КЛАССА НА НАЧАЛО 5 класса

2 группа – «SAM как инструмент измерения качества образовательных результатов» Качество образовательных результатов как мера присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия

1.1 пример задачи - математическая грамотность

1.2 ПРИМЕР ЗАДАЧИ - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1.3 ПРИМЕР ЗАДАЧИ - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1.1 пример задачи - естественнонаучная грамотность

1.2 пример задачи - естественнонаучная грамотность

1.3 пример задачи - естественнонаучная грамотность

При более высокой температуре вода испаряется быстрее. В четыре одинаковых стакана налили поровну воды разной температуры (температуру поддерживали постоянной).На рисунке показано, сколько воды осталось в двух стаканах через час Отметь примерный уровень воды в остальных стаканах. Пример по естествознанию (1-ый уровень) уровень воды

Три ученика выясняли, зависит ли скорость испарения воды от наличия или отсутствия ветра. Для опыта они взяли одинаковые блюдца и доверху наполнили водой при комнатной температуре. Одно блюдце оставили для сравнения. o Боря - около своего блюдца включил вентилятор. o Вера - включила фен и направила на свое блюдце поток горячего воздуха. o Галя - поставила свое блюдце на сквозняке. Отметь ДВУХ учеников, которые поставили опыт ПРАВИЛЬНО Пример по естествознанию (2-ой уровень)

Ученики написали отчет о своем исследовании испарения воды. Отметь ДВА утверждения, которые НЕЛЬЗЯ сделать на основании этого отчета? o При нагревании вода испаряется быстрее o При увеличении площади поверхности вода испаряется быстрее o Вода не испаряется при 20 градусах o При 50 градусах вода будет испаряться быстрее, чем при 30 Пример по естествознанию (3-ий уровень) Утром мы налили поровну воды в три одинаковых сосуда. Температуру в каждом сосуде поддерживали постоянной. Вечером воды оказалось не поровну: ОТЧЕТ

1. Конструирование инструмента силами педагогов – деятельностный способ повышения их квалификации Цель: освоение пользователями принципов построения и функционирования SAM. 1 этап - разработка матрицы предметного содержания, дающей компактное представление о совокупностях когнитивных средств действия (понятий, принципов, схем, алгоритмов и др.), составляющих содержание основных разделов некоторой учебной дисциплины. Мера усвоения этих совокупностей средств, обеспечивающих решение соответствующих классов задач, и подлежит тестированию

Фрагменты предметных матриц Предметная линия Способы действия Средства действия Математическая грамотность Измерение величин прямое измерение косвенное измерение отношение между числом, величиной и единицей отношение «часть и целое» формула площади прямоугольника Естественнонаучная грамотность Процессы и их условия установление временных отношений между событиями схема процесса схема эксперимента Языковая грамотность Слово и его значение Построение рядов слов и словоформ с чередующими звуками Отношение «звук-буква» Звуковая модель слова

Фрагменты предметных матриц Предметная линия Способы действия Средства действия Математическая грамотность Измерение величин прямое измерение косвенное измерение отношение между числом, величиной и единицей отношение «часть и целое» формула площади прямоугольника Естественнонаучная грамотность Процессы и их условия установление временных отношений между событиями схема процесса схема эксперимента Языковая грамотность Слово и его значение Построение рядов слов и словоформ с чередующими звуками Отношение «звук-буква» Звуковая модель слова

Конструктор для изготовления инструмента Содержательная область Средства математического действия (понятия, представления) Математические действия 1 уровень (формально-репродуктивный) 2 уровень (предметно-рефлексивный) 3 уровень (функционально-ресурсный) Числа и вычисления последовательность натуральных чисел числовая прямая позиционный принцип (многозначные числа) свойства арифметических действий порядок действий нумерация представление чисел на числовой прямой сравнение многозначных чисел выполнение арифметических действий с многозначными числами определение порядка действий в выражении прикидка Связаны, как непосредственно с выполнением арифметического действия, так и с некоторыми стандартными приемами, используемыми при вычислениях, такими, например, как оценка результата, округление, проверка результата обратным действием Задания в большей степени должны строиться не на прямых вычислениях, а на учете «строения» многозначного числа или математического выражения. К этому уровню относятся также задания, в которых надо самому определить программу вычислений. Ориентация заданий на границы способа действия. Предполагает свободное владение способом. Построение нового способа действия Измерение величин отношение между числом, величиной и единицей отношение «целого и частей» формула площади прямоугольника прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта) косвенное измерение (вычисление по формулам) Связаны с простыми измерениями. Если речь идет о прямом измерении, то результат достигается или непосредственным укладыванием единицы (в случае измерения длины и площади) или с помощью знакомых приборов (например, линейка или часы). В любом случае в заданиях этого уровня не требуется производить предварительных преобразований объектов, участвующих в измерении. В случае косвенных измерений могут требоваться простейшие расчеты с использованием известных формул (например, формулы площади прямоугольника). Задания, в которых невозможно сразу применить непосредственные действия и надо сначала либо преобразовать объекты, участвующие в измерении (в случае прямого измерения), либо перейти в модельный план, либо отстраниться от «возмущений» и определить правильную программу вычислений Задания, где необходимо переосмыслить (преобразовать) ситуацию так, чтобы увидеть возможность применения некоторого известного способа (это может быть реализовано в виде некоторого внешнего преобразования модели, а может быть связано с обращением действия или преодолением сильнодействующего стереотипа действий)

Характеристика заданий каждого уровня внутри одной задачи Уровни решения задачи Характеристика заданий Первый репродуктивный уровень -описание в заданиях однозначно указывает на их принадлежность к определенному классу с отработанной процедурой решения (стандартные, модельные, типовые задачи); -отношения, существенные для выполнения задания, увязаны с внешними характеристиками ситуации и не требуют обязательного установления (выявления). Второй рефлексивный уровень -задания для которых нельзя непосредственно найти и применить готовые стандартные схемы действия, минуя выделение существенного отношения. Виды заданий: А) в которых для применения типового способа необходимо преобразование условий; Б) данные представлены в абстрактной форме, исключающей поиск решения путем манипулирования конкретными данными; В) предполагающие обращение типовых схем действия (движение от результата к условиям) при выполнение заданий другими людьми Третий функциональны уровень а) на реконструкцию и опробование вариантов действия с выбором одного, отвечающего некоторому требованию; б) на анализ заданных схем (формул) действия для выбора адекватной; в) на адаптацию самой формулы действия к специфическим особенностям объекта; г) предполагающих обнаружение границ основного способа и привлечение дополнительных ресурсов; д) в которых основной способ выступает средством реализации другого действия.

Трехмерный профиль и его интерпретация учителем Уровни освоения учебного средства (способа действия) Описание действий учителя 1 репродуктивный уровень Зона ближайшего развития (ЗБР) включает дополнительное осмысление основных понятий пройденной программы, т.е. своеобразные обращения к начальному этапу образовательного процесса. 2 предметный (рефлексивный) уровень Увеличение количества нестандартных задач с выходом на границы определенной предметной области 3 функциональный уровень Организовать мотивацию и создать возможности для углубления в содержание пройденной части программы.