Развлекательная речь Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность – интерес как самоцель.
Информационная речь Задача информационной речи не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может повествованием, описание, объяснением. Такая речь должна отвечать следующим требованиям: В ней не должно быть ничего спорного; Она должна вызывать пытливость; Она должна удовлетворять запросы слушателя; Сообщение должно быть актуальным.
Воодушевляющая речь Агитационные речи можно разбить на три группы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить, речи с целью вызвать активную реакцию. Эта речь с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы пор вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди, по сути, представляют собой воодушевляющие речи.
Убеждающая речь Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. На практике эти речи рассматриваются как агитационные, в которых любыми методами – логическими или иными – оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе.
Призывающая к действию Слушателя призвали к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Агитационной речи свойственны отличительные черты : она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Она должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор.