Подготовила учитель – логопед: Нефёдова Е. И. МБОУ СОШ 72 им. Ю. В. Лукьянчикова г. Воронежа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Составлено учителем – логопедом ГОУ ЦПМСС Выборгского района Оноприенко Ю. В.
Advertisements

Язык и стар, и вечно нов – И это так прекрасно! В огромном море- море слов- Купайся ежечасно! Слово о словарном слове.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг.
Как запомнить написание словарных слов (рекомендации для родителей и учащихся начальной школы)
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Проблема организации словарно- орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа.
«Использование программы Г.М.Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений письма и чтения у младших школьников.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
«Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, отношений, оценок.» С.И.Ожегов. «Слово.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ МБОУ Начальная школа – детский сад Учитель-логопед: Колпакова Е.В уч.г.
Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
Транксрипт:

Подготовила учитель – логопед: Нефёдова Е. И. МБОУ СОШ 72 им. Ю. В. Лукьянчикова г. Воронежа.

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того что надо подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Я. Корчак

В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении, причиной которых является дислексия и дисграфия. Исследования показали, что начиная с 1977 года количество учеников начальной школы с затруднениями подобного рода выросло с 8,7% до 70% и продолжает увеличиваться.

С позиции комплексного подхода, для того чтобы ребёнок обучался успешно, необходимо развивать у него произвольную саморегуляцию, способность к предвосхищению ответной реакции в условиях недостаточности информации, навыки внимания, понимание причинно-следственных отношений; слух, зрение, мелкую моторику, координацию движений.

Основная задача моей работы активизация природной грамотности ребёнка, улучшение качества и скорости чтения вслух, развитие внимания и способности обучаться самостоятельно практически по всем предметам.

Три основных принципа русской орфографии: Фонетический – это письмо без правил, «как слышу, так и пишу». Морфологический принцип отражает письмо по правилам. Традиционный – базируется на отражении старых норм письма. С ним ребёнок чаще всего сталкивается при написании словарных слов.

Психологоия учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ. Обращение к памяти ученика – это традиция старой школы. Мнемоника (система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт искусственных ассоциаций) была раньше очень популярна.

Метод ассоциативного запоминания словарных слов. Записать словарное слово и поставить ударение. Выделить ярким цветом (просигналить) букву, которая вызывает сомнение. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, записать или зарисовать его рядом. Прочесть слово и чётко воспроизвести вслух найденный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Суть метода: Трудная орфограмма слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Главное: не навязывать ребёнку своей ассоциации! Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Требования к ассоциативному образу Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком, иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Ассоциативная связь по цвету

Ассоциативный образ по звучанию

Ассоциативный образ по действию

Ассоциативный образ по материалу

Ассоциативный образ по назначению

Ассоциативный образ по количеству

Ассоциативный образ по соответствию

Ассоциативный образ по вкусу

Ассоциативный образ по имени

Ассоциативный образ по принадлежности

Ассоциативный образ по сравнению

Ассоциативный образ по рифме

Ассоциативный образ по месту нахождения

Ассоциативный образ по форме ( слово – форма )

Виды работ со словарными словами на этапе звукобуквенного анализа Постановка ударения, выделение ярким цветом трудной буквы. Звукобуквенный анализ слова. Запоминание слов по сетке. Вставить пропущенную букву. Записать слово только согласными или только гласными.

Виды работ со словарными словами на этапе морфемного анализа Подбор однокоренных слов. Образование другой части речи (берёза – берёзовая, дежурный – дежурить ) Разбор слов по составу. Запись слов с разными приставками. Образование слов при помощи суффикса (берёза – берёзка )

Виды работ на этапе актуализации лексического и грамматического значения слова и развития связной речи Объяснение значения слова. Подбор однокоренных слов. Составление словосочетаний. Составление предложений. Подбор синонимов, антонимов, поговорок с данным словом. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, иней, коньки, каток, ребята, валенки )

Образование единственного числа от множественного и наоборот ( учитель – учителя, огороды – огород ) Выписывание словарных слов в несколько столбиков: 1. по родам 2. по числам 3. по склонениям 4. одушевлённые или неодушевлённые 5. по тематике 6. по частям речи

Восстановление деформированного предложения, текста. Запись слов с разными предлогами. Подобрать к прилагательным, по смыслу существительные ( красное яблоко, храбрый солдат ). Заменить синонимами или антонимами (водитель – шофёр, юг – север, запад – восток ).

Систематические занятия подобного рода дают устойчивый результат – существенным образом улучшаются внимание, память, орфографическая зоркость, обогащается словарный запас. А самое главное, усвоив простой приём запоминания трудных слов, каждый школьник сам сможет придумывать для себя всё новые и новые образы – картинки.