РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Гармонь (разговорное гармошка, греч. ρμονικός созвучный, стройный, гармоничный) язычковый клавишно- пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.
Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полу корпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полу корпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.
Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем). Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт- Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Существуют и другие взгляды на этот вопрос.
По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий: Гармони могут иметь определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней минорной гаммы), которую можно извлекать на гармони. Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков как у гармони хромки. Уменьшенный диапазон звуков (количество октав). Меньшие размеры (габариты).
Балалайка один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года
Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балалайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки инструмента лёгкого, забавного, «бранчливого», не очень серьёзного. Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры.
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту- просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас функцию баса Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Рожок 1) общее название для различных духовых музыкальных инструментов; 2) русский народный мундштучный инструмент. Русский, или пастуший рожок имеет конический ствол, заканчивающийся раструбом, с 6 игровыми отверстиями. Мундштук в виде небольшого углубления вырезается в верхнем конце ствола. В зависимости от ареала распространения и акустического принципа рожки на территории России подразделяются на курские, ярославские, костромские, владимирские. Как музыкальный инструмент рожок использовался преимущественно в Тверской и Владимирской губерниях, где в XVIII веке выдвинулись искусные мастера игры рожечники
Владимирский рожок это семейство амбушюрных (мундштучных) духовых музыкальных инструментов, которые являются аналогом средневековых европейских цинков (корнетов, корнета) и серпентов, то есть владимирские рожки это клапанные медные духовые инструменты. Славу владимирскому рожку создали хоры владимирских рожечников выступавших в 1902 году в Санкт-Петербурге, на Кустарной выставке в Таврическом дворце. Владимирские музыканты-рожечники хора под руководством Николая Кондратьева были необычно одеты: в плащах-накидках, в высоких лаковых сапогах и в черных с высокими тульями цилиндрических шляпах. Слава об искусстве владимирских рожечников пошла по всей России, а после зарубежных гастролей хора и по всему миру.
Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум ложкам в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики. Первое упоминание об ложках в 1259.
В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки. Кроме того, ложки широко используются в американской фолк- музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок- группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.