Тема : Актуальные вопросы законодательного регулирования финансового обеспечения местного самоуправления Заместитель начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений – И.И. Скляр
2 Динамика количества муниципальных образований в Российской Федерации Муниципальные образования на на (без Крымского ФО) Изменение, ед. на с учетом Крымского ФО Всего, ед в том числе по видам: городские округа муниципальные районы городские поселения сельские поселения внутригородские муниципальные образования
Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации Информация о результатах мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Размещены на официальном сайте Минфина России в разделе «Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями» 3
4 Группы мун образований в зависимости от доли поддержки в собственных доходах местных бюджетов Доля соответствующих МО в общем их количестве, % Доля соответствующих МО в общем их количестве, % Всего ГОМРГПСПВсегоГОМРГПСП меньше 10% 6,48,80,911,55, ,6 3,2 19,9 9,4 в том числе МО, не получающие МБТ (без субвенций) и доходы, переданные по доп. нормативам 1,30,0 1,30,6 0,5 0,0 1,3 0,3 10% - 30% 9,321,87,618,58,4 11,5 16,2 5,7 20,7 11,0 30% - 70% 34,650,539,848,532,5 41,1 40,9 34,3 43,1 41,6 свыше 70% 49,718,951,721,553,5 37,4 18,3 56,8 16,5 38,0 Структура муниципальных образований в зависимости от доли МБТ (без субвенций) и доходов, переданных по дополнительным нормативам, в собственных доходах местных бюджетов
5 Отдельные тенденции по исполнению местных бюджетов в 2014 году (к 2013 году) поступления по местным налогам: по налогу на имущество ф.л.– на 17,3 %; по земельному налогу – на 12,7 %. поступления по: ЕНВД – на 3,3 %; Патент – на 54,9 %; ЕСХН – на 17,7 %. просроченная кредиторская задолженность – на 10,8 % (до 14 млрд. руб.) дефицит МБ по сравнению с плановым значением на 2014 год (с 205,9 млрд. руб. до 54,7 млрд. руб.) дефицит МБ вырос до 54,7 млрд. руб. (увеличение на 12,5 млрд. руб.) муниципальный долг – на 8,4 % налоговые доходы МБ – на 7 %
6 млрд. рублей Наименование показателя 2014 год 2015 год 2015 план/ 2014 факт / исполнено (на ) исполнено на уточненный бюджет (план) исполнено (на ) % выполнения Доходы, всего 2 129,63 508,73 466,82 158,062,2%98,8%101,3% Собственные доходы 1 312,62 305,22 301,51 316,057,2%99,8%100,3% Налоговые и неналоговые доходы 793,41 270, ,20805,862,9%100,7%101,6% Налоговые доходы 609,7969,3970,9634,165,3%100,2%104,0% в % к собственным доходам 46,5%42,0%42,2%48,2% Неналоговые доходы 183,7301,4309,3171,755,5%102,6%93,5% в % к собственным доходам 14,0%13,1%13,4%13,0% Межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (без субвенций) 519,21 034,51021,3510,250,0%98,7%98,3% в % к собственным доходам 39,6%44,9%44,4%38,8% в том числе: дотации 184,4283,0265,9190,971,8%94,0%103,6% в % в межбюджетных трансфертах 35,5%27,4%26,0%37,4% субсидии 270,9607,1519,7246,847,5%85,6%91,1% в % в межбюджетных трансфертах 52,2%58,7%50,9%48,4% иные межбюджетные трансферты 78,5148,8132,678,459,1%89,1%99,9% другие безвозмездные поступления (в т. ч. возврат остатков) -14,6-4,40,5-5,9 - Субвенции 817,01 203,51 165,3842,072,3%96,8%103,1% в % к доходам 38,4%34,3%33,6%39,0% Расходы, всего 2 058,33 563,43 681,42 109,857,3%103,3%102,5% расходы на решение вопросов местного значения 1 241,42 359,82 561,11 267,849,5%108,5%102,1% Дефицит/профицит 71,3-54,7-214,648,2 Основные показатели исполнения местных бюджетов в Российской Федерации
7 увеличение поступлений по местным налогам: по НИФЛ– на 28,0 % (max рост в МР на 66,5%); по земельному налогу – на 5,8 % (max рост в МР на 42,5%, min в ГО падение на 1,7%). увеличение поступлений по: ЕНВД – на 2,8 % (max рост в ГО на 3,0%, min в ГП и СП падение на 37,4%); Патент – на 51,3 % (max рост в ГП и СП на 89,2%); ЕСХН – на 58,2 % (max рост в ГО на 87,4%). профицит МБ при запланированном годовом дефиците: годовой дефицит – 214,6 млрд. руб., профицит 8 мес г. 48,2 млрд. руб., в т. ч.: ГО дефицит - 0,3 млрд. руб. МР профицит 30,1 млрд. руб. ГП и СП профицит 14,0 млрд. руб. ВГ МО профицит 4,4 млрд. руб.) муниципальный долг: к – рост на 12,7% (+35,4 млрд. руб.) к – рост на 0,1% (+201,6 млн. руб.) увеличение налоговых доходов МБ – на 4 %: увеличение просроченной кредиторской задолженности – на 10,5 %: ГО – на 4,7% МР – на 15,1% ГП и СП – на 14,7% ВГ МО – сокращение на 98,5% сокращение неналоговых доходов МБ – на 6,6 %: ГО – на 9,9% ГП и СП – на 33,4% МР – рост на 17,4% ВГ МО – рост на 16,1% ГП и СП – на 1,1% ВГ МО – на 17,8% ГО – на 2,4% МР – на 8,3%
8 +7,2% +26,9% +26,8% -2,1% +13,9% Динамика долговых обязательств муниципальных образований +17,7% +8,4% +27,3% 313,4 млрд. рублей
9 Долг муниципальных образований Государственный долг субъектов РФ Муниципальные ценные бумаги Государственные ценные бумаги субъекта РФ Кредиты кредитных организаций Кредиты кредитных организаций, иностранных банков и межд. фин. организаций Муниципальные гарантии Государственные гарантии субъекта РФ Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ Иные долговые обязательства
Передать ряд доходных источников, нормативов отчислений с регионального на местный уровень Передать доходы от распоряжения СП земельными участками, гос. собственность на которые не разграничена Предоставить возможность передачи СРФ в МО неналоговых доходов по нормативам Предоставить возможность установления СРФ дифф. нормативов отчислений от налогов в МБ Предоставить возможность изменения объемов ранее утвержденных объемов дотаций местным бюджетам и критериев выравнивания Снятие ограничений (10%) на объем иных МБТ из бюджетов СРФ в МБ. Введение в БК РФ трансферта – «дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов» Исключить полномочия регионов по выравниванию поселений, передав их на уровень МР Передать на уровень МР вопросы взаимодействия с высокодотационными МО в части обеспечения повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов Предложения регионов и муниципалитетов
Основные новации бюджетного и налогового законодательства 11 Департамент межбюджетных отношений
12 Предоставление права правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности с 15% до 7,5%. Для компенсации выпадающих доходов МБ из ФБ и СРФ оснований не имеется Распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере бытовых услуг, помимо научной и социальной сфер Расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения Реализация мероприятий « АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА » Возможность установления налоговой ставки законами субъектов РФ ставки по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. В отдельных случаях установление налоговой ставки в размере 0% (ст НК РФ). Для компенсации выпадающих доходов МБ из ФБ и СРФ оснований не имеется Установление патентной системы налогообложения для самозанятых граждан (внесен Минфином России в Правительство РФ. До с учетом доработки планируется к внесению в Госдуму) Предоставление права субъектам РФ в период с до устанавливать ставку по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в размере 0% для налогоплательщиков – ИП, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах). Есть риски выпадающих доходов МБ
13 Приостанавливаются нормы, предусматривающие принятие федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, в части утверждения планового периода Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям также будет предоставлено право не утверждать свои бюджеты на трехлетку при принятии соответствующих законодательных норм Удлинение срока предоставления кредитов Федерального казначейства с 30 до 50 дней по покрытие временных кассовых разрывов Введение возможности внесения изменения в сводную бюджетную роспись при принятии решения о предоставлении (а не получении) трансфертов Исключение нормы о предоставления межбюджетных субсидий из бюджетов поселений в бюджет муниципального района (внесение изменений в ст. 9, 142, 142.3, 239 БК РФ) Уточнение положений о муниципальном дорожном фонде (изменения в ст БК РФ) Законопроект принят в 1-м чтении Госдумой Предлагается в виде поправок ко 2-му чтению в законопроект , внесенный в Госдуму
введение новой формы дотации: дотации на сбалансированность введение «горизонтальных» межбюджетных субсидий законодательное регулирование формирования единой субвенции для мун. образований Уточнение форм межбюджетных трансфертов распределение межбюджетных трансфертов (кроме конкурсных субсидий) только законами (решениями) о бюджете внесение изменений в проект распределения без корректировки методики распределения не допускается (сейчас для дотаций, предлагается распространить на субвенции и субсидии) установление особенности использования субвенции на обслуживающие расходы (почтовая связь, банковские услуги и обеспечение деятельности ОИВ субъектов РФ) расчет субвенций местным бюджетам исходя из установленных нормативов Новации в сфере межбюджетного регулирования плата за негативное воздействие на окружающую среду штрафы за отдельные административные правонарушения сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (только регионы) платы за аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (только мун. районы и гор. округа) Право субъектов РФ и ОМСУ передать нижестоящим бюджетам поступления от неналоговых доходов по единым нормативам Новации НРБК 14
Новеллы БК РФСейчас БК РФ Передача 5% платы за негативное воздействие на окружающую среду из ФБ в бюджеты МР, ГО, ГОсВГД (по оценке 2014 года 1,4 млрд. рублей) ФБ – 20%, СРФ – 40%, МБ – 40% (с 2016 г. – ФБ 5%, СРФ 40%, МБ 55%) Перераспределение установленных статьей 46 БК РФ штрафов между федеральным, региональным и местными бюджетами (за искл. нарушения налогового, бюджетного законодательства, контракт. системе) Нормативы распределения установлены статьей 46 БК РФ Новые наименования нормативов отчислений от налогов 2 ВИДА: дополнительные единые нормативы отчислений (СРФ, МР, ГОсВГД); дополнительные дифференцированные нормативы отчислений от НДФЛ и акциза на ГСМ (СРФ). 3 ВИДА: ед. нормативы отчислений (СРФ, МР, ГОсВГД); доп. нормативы отчислений от НДФЛ (СРФ); дифф. нормативы отчислений от акцизов на ГСМ (СРФ). 15 Сопоставление отдельных положений НРБК с действующим БК РФ
Новеллы БК РФСейчас БК РФ Снижения субъектом РФ размера критериев выравнивания финансовых возможностей и критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности и размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в случае: внесения федеральными законами изменений о перераспределении полномочий и (или) доходов бюджетов между СРФ и МО; внесения законами СРФ и уставами МР, ГОсВГД и уставами СП, ВГР изменений о перераспределении вопросов местного значения и (или) доходов бюджетов между данными МО. Не допускается 16
Новеллы БК РФСейчас БК РФ «Горизонтальные» субсидии на муниципальном уровне Не предусматривается По субвенциям обязательность утверждения: Законом СРФ – порядка расчета нормативов для определения общего объема субвенций из бюджета СРФ в МБ Постановлением высшего органа исполнительной власти СРФ: 1. порядка предоставления региональных субвенций в МБ. 2. порядка предоставления федеральных субвенций в МБ в соответствии с порядком на федеральном уровне. Не предусматривается Единая субвенция из бюджета СРФ в МБ порядок предоставления, в т. ч. порядок расчета нормативов для определения объема субвенции – закон СРФ; общие правила – федеральный НПА. Не предусматривается 17
Новеллы БК РФСейчас БК РФ Исключается перечень форм МБТ из МБ, из бюджета СРФ Перечень форм предусмотрен ст. 135, 142 БК РФ Вводятся отдельной статьей положения о дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности МБ из бюджета СРФ Не выделена в БК самостоятельный вид дотации 18
Новеллы БК РФСейчас БК РФ Возможность установления МР (ГОсВГД) на плановый период 20% нераспределенного резерва по дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Норма в статьях и БК РФ отсутствует Сужается сфера применения ИМБТ на муниципальном уровне между МР и П только на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями либо по закону СРФ Возможность передачи иных МБТ между МР и П достаточно расширена (в том числе на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями) 19
Подходы к финансовому обеспечению формирования инвестиционной привлекательности муниципальных образований 20 Департамент межбюджетных отношений
21ЦЕЛЬ стимулирование регионов в вопросах мотивации и премирования местных органов власти в создании условий для развития предпринимательства 1. Сохранение действующих способов мотивации 2. Дополнительные меры на федеральном уровне Повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов
Гранты лучшим муниципальным образованиям (по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления) Закрепление единых нормативов отчислений по федеральным и региональным налогам в МБ (включая УСН) Реализация региональных полномочий в области поддержки МСП (госпрограммы субъектов РФ, поддержка проектов СМСП и т.д. 22 Сохранение действующих способов мотивации Повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов
Предусмотреть в рамках федеральной программы по поддержке МСП средства на софинансирование мероприятий по стимулирванию ОМСУ Не ранее 2018 года рассмотреть вопрос о внесении изменений в БК РФ о закреплении за МБ части доходов от УСН. исходя из : результатов применения патентной системы налогообложения, анализа выпадающих доходов МБ после отмены ЕНВД, с учетом передачи отдельных расходных полномочий с регионального на муниципальный уровень 23 Дополнительные предложения Минфина России Повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов
24 Спасибо за внимание!