Преемственность дошкольного образовательного учреждения и школы как условие получения нового качества образования Толмачева Е.П. методист МКУ города Бузулука «Центр развития образования»
Направления дошкольного и начального общего образования Формирование общей культуры Формирование личности Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств Развитие индивидуальных способностей Формирование предпосылок УД Развитие положительной мотивации и умений в УД Сохранение и укрепление здоровья Овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками УД
В основе Стандарта НОО системно-деятельностный подход
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
Потребность Мотив Цель Средства Действие Результат Структура деятельности
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом: -создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; -учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; -помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.
В ФГОС не употребляется слово «занятие». В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
ФГОС ДО – «нестандартный стандарт» ДО не является обязательным уровнем общего образования (ФЗ «Об образовании, ст. 66, п.5) Отсутствие предметных дисциплин (п.2.6, п. 2.7 ФГОС ДО) Отсутствие описания знаний, которыми должны овладеть воспитанники (отсутствие предметных результатов) (п.4.1 ФГОС ДО)
ФГОС ДО – «нестандартный стандарт» Неправомерность требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, определение результатов освоения ОП в виде целевых ориентиров (п.4.1 ФГОС ДО) Освоение образовательных программ ДО не сопровождается проведением аттестаций обучающихся (ФЗ «Об образовании, ст. 64, п.2)
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки (ФГОС НОО, п.19.9)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО должна: 2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий (ФГОС НОО, п.19.9)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО должна: 3 ) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; 4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; 5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. (ФГОС НОО, п.19.9)
При проектировании занятий, воспитатель должен учитывать следующие особенности современного дошкольного образования. 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. 2. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. Он-то слушающий, то- наблюдающий, то-действующий. 3. Основная деятельность –детские виды деятельности, где главный-дух открытий.
4. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Обязательны смена мизансцен и движение. 5. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка. 6. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д.
9.Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
Структура образовательной деятельности Создание проблемной ситуации Целевая установка Мотивирование к деятельности Проектирование решений проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результатов деятельности Подведение итогов
Правила деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ребенка от собственного опыта к общественному;Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы;Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй активность ребенка.Критикуя, стимулируй активность ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!