«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО» «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок» Проект разработал: воспитатель группы 1 МБДОУ «Детский сад 23» Еськова Е.Н. г. Барнаул
«Что такое предметно-пространственная среда?» Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально - бытовых, общественных, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности. Формирование предметно-пространственной среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе.
Проблема РППС группы в полном объёме не отвечает требованиям ФГОС ДО, не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы.
Тема проекта : ««Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО» Тип проекта: практико – ориентированный. Вид проекта: внутренний (долгосрочный). Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители, дети. Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации РППС в группе. Продукт проектной деятельности: РППС соответствующая условиям ФГОС ДО, основной образовательной программе дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад 23» (далее ДОУ). Продолжительность проекта: сентябрь ноябрь 2015 г. Тематическое поле: интеграция образовательного пространства в группе.
Цель проекта: Создание РППС группы, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Привлечь внимание родителей к проблеме создания РППС в группе. Задачи проекта: 1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников. 2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов. 3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной). 4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной РППС в ДОУ.
Ожидаемые результаты реализации проекта Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных особенностей. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.
Этапы реализации проекта Организационно-подготовительный этап: Изучение методической литературы по данной теме. Формирование проблемы, цели, задач проекта. Внедренческий (Основной) этап: Практическая реализация проекта. Создание предметно – пространственной среды, взаимодействие воспитателями с родителями воспитанников группы ДОУ. Заключительный этап: Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.
Принципы организации РППС Информативность Вариативность Полифункциональность Педагогическая целесообразность Трансформируемость Интеграция образовательных областей Учет гендерной специфики Учет зоны ближайшего развития.
Учет развивающих видов детской деятельности при организации РППС в группе (согласно требований ФГОС) Игровая; Двигательная; Познавательно-исследовательская; Коммуникативная; Музыкально-художественная; Трудовая; Чтение художественной литературы. Учет реализации основных направлений развития детей при создании РППС в группе : физическое познавательное речевое художественно-эстетическое социально-коммуникативное Основные направления развития детей вносятся партнером-взрослым, и затем реализуются ребёнком в свободной самостоятельной деятельности – индивидуально или совместно с другими детьми.
Развивающая предметно-пространственная среда Познавательный центр
Центр художественного творчества Центр речевого развития Театральный центр
Мини - музей «Хлеб-всему голова!»
Центр сюжетно- ролевых игр Центр двигательной активности Экологический центр
Центр эмоциональной разгрузки
В ходе реализации проекта сформировались ключевые компетентности у педагогов: Технологическая: Умение панировать этапы своей деятельности. Умение довести начатое дело до конца. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Информационная: Умение делать выводы из полученной информации. Умение задавать вопросы по данной теме. Умение ориентироваться в информационных источниках. Социально-коммуникативная: Умение принимать участие в коллективных делах. Умение уважительно относиться к окружающим людям. Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослый. Умение получать необходимую информацию в общении.
Спасибо за внимание!