Авторы : Поздеева Людмила Эдуардовна, учитель русского языка и литературы Рослякова Галина Валентиновна, учитель математики Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 285 Красносельского района Санкт - Петербурга
Внедрение в практику образовательного учреждения новых форм расширения и интеграции образовательной среды, способствующих формированию ключевых компетенций школьников.
развитие потенциала педагогов и учащихся, побуждающего к активному познанию окружающей действительности ; совершенствование механизмов интеграции в образовательном процессе, создание компетентностно - развивающей методики обучения ; выявление и осмысление причинно - следственных связей и развитие логики мышления, коммуникативных способностей участников образовательного процесса ; самореализация и самовыражение, творчество учителя и учащихся ; использование здоровьесберегающих технологий путём переключения школьников на различные виды деятельности.
Предлагаемый инновационный продукт является инструментом, позволяющим реализовать направления Национальной образовательной инициативы « Наша новая школа » и Стратегии развития системы образования Санкт - Петербурга « Петербургская Школа – 2020», где основными задачами являются : разработка и реализация проектов, способствующих созданию новых технологий построения образовательного процесса, непрерывное развитие потенциала современного учителя, возрождение сообществ профессионалов как реальной силы, влияющей на содержание, структуру и конструкцию образования в целом.
В направлениях « Доступность и качество », « Равные и разные » Стратегии развития системы образования Санкт - Петербурга « Петербургская Школа – 2020» указывается на необходимость изменения содержания образования в соответствии с новыми образовательными стандартами, формирование навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка.
Данный инновационный продукт ориентирует образовательную деятельность не столько на передачу знаний, сколько на овладение учащимися коммуникативной и информационной компетенциями, позволяющими им затем приобретать знания самостоятельно. Мы попытались сместить акцент интеграции с позиции изучения объекта в разных образовательных областях на позицию расширения образовательного пространства и формирования ключевых компетенций. Интеграция достигается за счёт взаимопроникновения предметных областей, комплексного анализа и синтеза.
Данный инновационный продукт даёт возможность переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ученика на равный уровень с собой, дать возможность ребёнку адекватно управлять собой и окружающим его миром ; осуществить действия, позволяющие при меньших затратах времени, материальных и интеллектуальных ресурсов, дать наибольший образовательный эффект ;
по - новому мыслить педагогам разных научных дисциплин, продумывая наиболее оптимальные методы, которые приведут ребёнка к пониманию связи между учебными предметами в школе ; показать возможность использования аналогичных связей между разнообразными учебными дисциплинами ; изменить цели урока, его содержание, методы и формы обучения и воспитания, способы организации совместной деятельности, ориентировав учебный процесс на реализацию потенциальных возможностей ученика.
Внедрение интегрированных уроков разных циклов в систему традиционного обучения есть путь формирование творческого нешаблонного мышления учащихся, ключевых компетенций современного школьника. Функция же учителя – быть консультантом, советчиком, тьютором.
Общеобразовательные : обобщить знания по темам « Наречие » и « Разложение многочленов на множители »; показать использование наречий в научной речи и необходимость работы со словом не только на уроке русского языка, но и на уроке алгебры. Воспитательные : воспитывать ученика как всесторонне развитую гармоничную личность, формировать навыки учебного взаимодействия в группе. Развивающие : развивать умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Предметные Систематизация и обобщение знаний учащихся о наречии и о различных способах разложения многочленов на множители. Расширение представлений учащихся о роли наречий в тексте. Рассмотрение нестандартных случаев разложения на множители. Метапредметные Развитие устной речи учащихся. Развитие навыков анализа и синтеза текста. Формирование умений прогнозировать последствия коллективных решений. Личностные Повышение учебной мотивации учащихся. Формирование способности к саморегуляции и самооценке. Совершенствование монологической и диалогической речи.
Используются приемы информационно - коммуникационных, развивающих технологий, технологии коллективного обучения
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге ; самовыражение : монологические высказывания разного типа.
Каждая группа дает оценку своей работе и работе каждого ученика.
организационно - педагогические ресурсы ( корректировка содержания образовательных программ и поурочно - тематического планирования, расписания ) кадровые ресурсы ( наличие квалифицированных педагогических кадров, способных к инновационной образовательной деятельности, составляющих творческие пары и группы ) материально - технические ресурсы ( наличие дидактического и технического обеспечения, соответствующего современному уровню образования )
расширение внутришкольного и межшкольного сетевого взаимодействия ; создание новых творческих групп и коллективов по вопросам интеграции в образовательном процессе ; повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, проявляющегося в выборе тем для проектно - исследовательской деятельности ; формирование сборника методических материалов интегрированных уроков по предметам.