* В системе автомобильного транспорта России в настоящее время создаются и функционируют предприятия и организации, различающиеся между собой по назначению, форме собственности, организационно- правовой форме и размерам. По назначению они подразделяются на два типа: - автотранспортные (автоэксплуатационные) - автообслуживающие (автосервисные).
* По организационной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования и ведомственные. * Предприятия общего пользования выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц. В качестве основных клиентов АТП общего пользования выступают предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.). При реализации каналов распределения готовой продукции, им приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т. е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации погрузочно- разгрузочных работ, использовать современные технологии в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах. Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения (например, промышленности, строительства, сельского хозяйства). Они обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят. * К авто обслуживающим предприятиям относятся: станции технического обслуживания автомобилей гаражи-стоянки, терминалы, автозаправочные станции автовокзалы авторемонтные предприятия.
* По производственному признаку станции технического обслуживания подразделяются на грузовые, автобусные, легковые и смешанные, на которых осуществляются работы по поддержанию автомобилей всех типов в технически исправном состоянии. По территориальному признаку они могут быть городскими, дорожными, районными. * Городские СТО обычно бывают специализированными, т. е. обслуживают автомобили определенных типов (грузовые или легковые). Они выполняют работы, как правило, на договорных началах или по разовым заявкам. В особо крупных городах наряду с комплексными станциями, выполняющими весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей, получили развитие специализированные СТО по видам работ: диагностические, по ремонту и регулировке тормозов, ремонту приборов питания и электрооборудования, ремонту и зарядке аккумуляторных батарей, ремонту кузовов, мойке автомобилей и др.
* Станции самообслуживания по назначению можно разделить на два типа для ТО малого объема и ТО и ТР большого объема с применением диагностического оборудования. * Станции самообслуживания для ТО малого объема ТО и ТР большого объема с применением диагностического оборудования.
* На станциях первого типа в основном производятся мойка, смазка и заправка автомобиля, выполнение которых может быть полностью или частично автоматизировано (с использованием монетных автоматов для включения моечных установок, диагностических стендов и другого оборудования). На станциях второго типа выполняется более широкий перечень услуг. Станции ремонта аварийных автомобилей как самостоятельные специализированные предприятия стали создаваться, когда были разработаны эффективные методы и средства ремонта поврежденных автомобилей, сделавшие рентабельными подобные предприятия. Основной причиной создания таких станций явился рост объемов работ по ремонту кузовов и окраске автомобилей в связи с увеличением числа дорожных происшествий и ростом автомобильного парка. В основном станции предназначены для восстановления работоспособности или внешнего вида автомобилей, получивших значительные повреждения кузова. Это специализированные предприятия, использующие эффективные методы ремонта и имеющие высокопроизводительное оборудование, позволяющее быстро и качественно восстанавливать деформированные части кузова. * Станции технического диагностирования автомобилей, получили распространение в начале 60-х г.г. прошлого столетия. В настоящее время как самостоятельные предприятия встречаются редко. В связи с недостаточной загрузкой они стали нерентабельны. Поэтому на ряде станций кроме диагностирования автомобиля проводятся регулировочные работы и мелкий ремонт ТР. Станции безопасности движения, проводят принудительную проверку узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля. Число таких станций невелико, но наличие поточных линий делает их весьма производительными. В ФРГ около 200 станций проводят проверку более 5 млн автомобилей в год. В последнее время получают развитие автоматизированные станции контроля систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.
К авторемонтным предприятиям относятся: авторемонтные и агрегатно-ремонтные и шиноремонтные заводы и мастерские ремонтно-зарядные аккумуляторные станции и специализированные мастерские и цеха.
* Современные автосервисные предприятия могут выполнять как производственные, так и непроизводственные услуги. * К производственным услугам относятся техническое обслуживание и ремонт автомобилей, поскольку эти услуги носят производственный характер и по своему содержанию представляют его продолжение и дополнение в сфере потребления. * Непроизводственными следует считать услуги по продаже автомобилей, запасных частей и материалов населению, поскольку эти услуги торговые и они оказываются непосредственно человеку для создания удобств в быту и являются личными услугами. Основным звеном (элементом) системы автосервиса являются станции технического обслуживания (СТО) предприятия, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей индивидуальных владельцев, автотранспортных и других предприятий и индивидуальных предпринимателей, продажу автомобилей, запасных частей и автомобильных принадлежностей.