1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Состояние рыбохозяйственного комплекса 2 Современный вылов по странам
Производство продукции аквакультуры Доля продукции аквакультуры от общего объема добытых и произведенных водных биоресурсов Состояние рыбохозяйственного комплекса 3 Современное производство аквакультуры по странам
Современное среднедушевое потребление рыбопродукции в странах, лидирующих по вылову Состояние рыбохозяйственного комплекса 4
Сырьевая база российского РХК в 2015 году Сырьевая база российского РХК на перспективу 6,5 – 7,0 млн. т Состояние рыбохозяйственного комплекса 5 Всего 5100 тыс. т
Структура современного российского РХК Состояние рыбохозяйственного комплекса 6 Сырьевая база российского РХК в национальной ИЭЗ в 2015 г тыс. т
Валовая выручка рыболовства и производства аквакультуры Состояние рыбохозяйственного комплекса 7
Основные принципы распределения квот Распределительный гг. Ежегодное распределение органом исполнительной власти в области рыболовства права на вылов по конкретным хозяйствующим субъектам. Аукционный гг. Продажа квот на 1 год по наиболее ликвидным объектам на открытых торгах. Исторический и его совершенствование закрепление долгосрочного права на вылов за хозяйствующим субъектом на основании фактических показателей его вылова за предшествующий расчетный период. В 2003 г. расчет осуществлялся на основании вылова за 3 года по итогам аукционов гг. Срок закрепления прав на вылов – на 5 лет гг. Срок закрепления прав на вылов – на 10 лет. Государственная политика в области рыбного хозяйства 8
Сравнение принципов предоставления права пользования водными биоресурсами Недостатки Преимущества Распреде- лительный 1. Непрозрачность распределения 2. Коррупционность 3. Нестабильность для бизнеса 4. Неэффективность 5. Создание класса «квотных рантье» Аукцион- ный 1. Снижение показателей эффективности предприятий 2. Рост финансовой зависимости от кредитных организаций (в т.ч. от иностранных) 3. Нестабильность 4. Отсутствие социально-экономических стимулов 5. Стимулирование ННН-промысла 1. Прозрачность 2. Конкурентность 3. Повышение поступлений в бюджет России Истори- ческий 1. Ограничение круга участников 2. Отсутствие эффективных стимулов для инвестирования в береговую переработку 3. Отсутствие стимулов по насыщению внутреннего рынка 1. Прозрачность 2. Долгосрочное планирование деятельности предприятий. Стабильность ведения бизнеса 3. Стимулирование долгосрочного рационального использования ресурсов 4. Стимулирование эффективных пользователей Государственная политика в области рыбного хозяйства 9
Объем российской добычи водных биоресурсов Положительный эффект «исторического принципа» Государственная политика в области рыбного хозяйства тыс. т 10
Механизмы доступа к водным биоресурсам Установление единого промыслового пространства Стимулирование береговой переработки Обновление рыбопромыслового флота Приоритет аквакультуры Научное обеспечение рыбохозяйственного комплекса Некоммерческое рыболовство Государственная политика в области рыбного хозяйства Основные направления развития рыбохозяйственного комплекса 11
Повышение порога освоения выделяемых квот с 50 до 70% Стимулирование роста вылова и производства продукции. Поддержание эффективных пользователей. Модернизация имеющихся мощностей и повышение эффективности добычи. Обязательства по освоению не менее 70% выделяемых квот в течении двух лет подряд собственным и лизинговым флотом Искоренение «квотных рантье». Перераспределение ресурсов в пользу эффективных предприятий, имеющих собственные средства производства. Снижение себестоимости продукции за счет удаления посредников - «квотных рантье». Механизмы доступа к водным биоресурсам 12
Учет форс-мажорных обстоятельств при промысле Обеспечение стабильности работы бизнеса в случае форс- мажорных обстоятельств (природные риски). Увеличение срока закрепления долей квот с 10 до 25 лет Расширение горизонта планирования и обеспечение стабильной работы бизнеса. Стимулирование рациональной эксплуатации и противодействие ННН-промыслу. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли Механизмы доступа к водным биоресурсам 13
Проблемы Стагнация или падение уровня развития приморских регионов Снижение доли прибрежного рыболовства в общем вылове Низкая загруженность береговых производственных мощностей Отсутствие принципиальных различий прибрежного и промышленного рыболовства Разделенное промысловое пространство 14
Пути решения Закрепление в законодательстве «единого промыслового пространства» для российских судов в ИЭЗ России, внутренних морских водах и территориальном море Повышение эффективности промысла. Снижение административных барьеров за счет исключения двоякого толкования понятий прибрежное и промышленное рыболовство, существующих в законодательстве. Снижение пресса на рыбаков со стороны контролирующих органов. Разделенное промысловое пространство 15
Проблемы Высокая доля импорта Небольшие объемы поставок на российский берег Низкие налоговые поступления Недостаточная развитость российского производства с высокой добавленной стоимостью Низкая загруженность береговых предприятий Рост социальной напряженности в приморских регионах в связи с ограниченностью рабочих мест Стимулирование береговой переработки 16
Пути решения Введение повышающего коэффициента при ежегодном распределении квот для предприятий, обеспечивающих внутренний рынок Стимулирование за счет предоставления дополнительных объемов водных биоресурсов для предприятий, поставляющих рыбу в свежем и охлажденном виде на перерабатывающие предприятия или для продажи на территории России. Формирование перечня береговых перерабатывающих предприятий на территориях прибрежных субъектов, на которые доставляется в обязательном порядке рыбная продукция, произведенная на судах в режиме прибрежного рыболовства Обеспечение загрузки береговых перерабатывающих предприятий в прибрежных субъектах. Изменения социально-экономического развития регионов за счет квотирования водных биологических ресурсов. Стимулирование береговой переработки 17
Проблемы Старение рыбопромыслового флота Снижение рентабельности промысла Недоосвоение ВБР Неразвитость российского гражданского судостроения Количество судов рыбопромыслового флота Обновление рыбопромыслового флота 18
Введение механизма государственной поддержки рыбодобывающих предприятий, построивших новые суда на территории Российской Федерации Стимулирование обновления рыбопромыслового флота судами за счет предоставления дополнительных квот на вылов водных биоресурсов. Поддержка отечественного судостроения. Пути решения Обновление рыбопромыслового флота 19
Минвостокразвития России Дополнительные финансовые обязательства пользователей в рамках инвестиционных соглашений, в том числе в зависимости от продолжительности срока закрепления долей квот (на 3, 10 и 20 лет) Ряд общественных организаций рыбаков Увеличение срока закрепления долей квот до 25 лет без обязательств по инвестированию в инфраструктуру российского рыболовства, в том числе в судостроение Альтернативные способы совершенствования исторического принципа 20
Цели: обеспечение продовольственной безопасности насыщение внутреннего рынка разнообразной рыбопродукцией существенное дополнение к промыслу обеспечение занятости населения Планируемая стратегия развития Интенсификация технологий выращивания Сбалансированное развитие всех направлений товарной аквакультуры: пастбищной, индустриальной, прудовой, а также искусственного воспроизводства с целью сохранения природных запасов ВБР Увеличение разнообразия объектов культивирования Ориентация на внутренний рынок Аквакультура 21
Совершенствование нормативной правовой базы Государственная поддержка субсидирования инвестиционных проектов Государственная поддержка развития научного обеспечения Развитие отечественного кормопроизводства и его компонентов, в том числе рыбной муки Возобновление селекционно-племенной работы, включая производство посадочного материала высокой продуктивности Развитие системы контроля, профилактики и лечения заболеваний объектов аквакультуры Пути стимулирования развития аквакультуры 22
1. Создание условий для повышения эффективности использования водных биоресурсов, защита интересов России в международных рыбохозяйственных организациях. 2. Восстановление и сохранение ресурсной базы рыболовства, искусственное воспроизводство, опережающее развитие аквакультуры. 3. Расширение проведения научных исследований и разработок, развитие научного технического потенциала и внедрение инновационных технологий аквакультуры, добычи водных биоресурсов, переработки и хранения сырья и готовой продукции. 4. Обеспечение эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом, совершенствование нормативной правовой базы. Задачи рыбохозяйственной науки 23
Выделение средств из федерального бюджета Российской Федерации на: строительство 7 НИС, в том числе 3 крупнотоннажных ледового класса и 4 среднетоннажных модернизацию материально-технической базы рыбохозяйственной науки, включая существующие НИСы полноценное научное обеспечение текущей деятельности РХК (необходимые исследования сырьевой базы, разработки ОДУ и ВВ, доступа к ВБР Мирового океана, аквакультуры) проведение перспективных и поисковых рыбохозяйственных исследований (правила регулирования промысла, оперативное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование динамики численности запасов ВБР) Меры повышения эффективности научного обеспечения РХК 24
Неорганизованный характер любительского рыболовства Слабый государственный контроль Отсутствие эффективного управления любительским рыболовством Пути решения Скорейшее принятие Федерального закона «О любительском рыболовстве Усиление государственного контроля за использованием уловов любительского рыболовства Передача органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в организации и регулировании любительского рыболовства Проблемы Любительское рыболовство 25
Проблемы Несовершенство понятийного аппарата Формальный характер заявительного принципа предоставления права на ведение традиционного рыболовства Отсутствие в федеральном законодательстве ограничений по объемам квот и объектам промысла при формировании заявок Пути решения Уточнить в законодательстве понятия «традиционный образ жизни», «традиционная хозяйственная деятельность», «подсобный вид деятельности» Установить Порядок подтверждения принадлежности граждан к коренным малочисленным народам Отменить заявительный принцип предоставления квот на ведение традиционного рыболовства Установить лимиты предоставления водных биоресурсов в пользование для традиционного рыболовства в пределах удовлетворения собственных нужд Расширить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования традиционного рыболовства, включая установление лимитов водных биоресурсов для традиционного рыболовства Традиционное рыболовство 26
1. Совершенствование регулирования рыболовства, включая механизмы долговременного закрепления долей квот на добычу ВБР. 2. Приоритетное развитие аквакультуры. 3. Обеспечение эффективной защиты интересов российского рыболовства за пределами ИЭЗ Российской Федерации в условиях усиливающейся международной конкуренции за доступ к ВБР Мирового океана. 4. Совершенствование некоммерческого рыболовства (любительское рыболовство и рыболовство коренных и малочисленных народов Севера и Дальнего Востока России). 5. Предотвращение и ликвидация ННН промысла ВБР. 6. Повышение безопасности мореплавания. Перспективные задачи Рыбохозяйственного комплекса 27
Вылов - 6,5 млн. тонн Производство продукции аквакультуры, включая искусственное воспроизводство - 1 млн. тонн Второе место в мире после КНР по вылову ВБР Степень переработки ВБР в России - 80% Устойчивая продовольственная безопасность (более 80% российской продукции) Социально-экономическое развитие приморских регионов Геополитическое лидерство в области рыболовства в Мировом океане Комплексное решение перспективных задач рыбохозяйственного комплекса позволит в перспективе до 2025 года достичь следующих показателей Планируемые индикаторы развития 28