Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н г.
Advertisements

* Разучивание стихотворений детьми старшего дошкольного возраста.
«Использование малых форм фольклора в группе раннего возраста». Подготовила: Шевченко С.Н., воспитатель раннего возраста 2-3 лет группа «Капитошка» Шевченко.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Малые фольклорные жанры как средство формирования звуковой культуры речи ребенка» Автор: Бухарина Татьяна Александровна воспитатель.
Невского района г. Санкт-Петербург Компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом.
Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста.
Всем известно, что дети любят слушать и читать стихи. Это способствует умственному развитию, развивает память, улучшает речь, расширяет словарный запас,
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Задачи развития речи детей раннего возраста в ГКП ЦИПР: развитие понимания речи – необходимо побуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи,
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Наглядное моделирование в логопедической работе с детьми ОНР Мариупольская городская ПМПК учитель - логопед Ткачук Т. Н г.
Буркова Любовь Васильевна воспитатель,1 квалификационная категория, МБДОУ 114 «Снегирёк»
Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников с ОВЗ посредством мнемотаблиц учитель-логопед МДОУ 53 «Чайка» Шлюшкина Людмила Сергеевна.
Добукварный период Задачи добукварного периода: 1. первичное изучение детей; 2. развитие интереса к обучению; 3. воспитание навыков речевого общения;
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
ПРОЕКТ. "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц" МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей Консультация для педагогов Учитель-логопед Кузьминская В.А.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
Транксрипт:

Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата Из опыта работы учителя-логопеда И.С. Гуровой (МДОУ 108) 2014 г.

Актуальность Значение работы по заучиванию стихотворений с детьми Заучивание стихотворений с детьми – это испытанный приём развития речи.

Актуальность Значение работы по заучиванию стихотворений с детьми Заучивание стихов расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас; вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах; развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы;

Актуальность Значение работы по заучиванию стихотворений с детьми учит восприятию такого жанра, как поэзия; формирует общий уровень культуры человека.

Актуальность Дети с ОНР имеют значительные трудности запоминания стихотворных текстов.

Актуальность Причины трудностей: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой функциональной системы; нарушения моторики; недостаточная мотивация к заучиванию худ. произведений.

Актуальность Имеющиеся у детей нарушения могут отрицательно влиять на некоторые возрастные и индивидуальные особенности их памяти. Это не позволяет им в полной мере овладеть способами заучивания стихотворного материала.

Актуальность Возрастные особенности памяти детей 4-5 лет Память носит непроизвольный характер. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита механическая память.

Актуальность Возрастные особенности памяти детей 5-7 лет Память постепенно приобретает элементы произвольности. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, овладевает умением выделять и усваивать мнемические средства и приемы. Реминисценция - более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным), т.е. отсроченное припоминание.

Актуальность Индивидуальные особенности памяти Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только одно из них. Установлено, что у каждого человека свой способ восприятия и запоминания информации. Визуалы Аудиалы Кинестетики

Актуальность Индивидуальные особенности памяти Визуалы Визуал запоминает лучше то, что увидел. Наиболее понятное объяснение для него – наглядность: картинки, схемы, графики и т.д.

Актуальность Индивидуальные особенности памяти Аудиалы Аудиалы воспринимают мир главным образом через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя.

Актуальность Индивидуальные особенности памяти Кинестетики Для кинестетика важнее чувства, тактильные и двигательные ощущения. Они ценят комфорт, удобную одежду. Кинестетикам необходимо движение, поэтому малыши- кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как правило, раньше других начинают ходить.

Исследование состояния функций, влияющих на возможности запоминания стихотворений Дети с ОНР – 80%, из них у 20% - отсутствует активная фразовая речь. Функции Количество детей Норма (%)Нарушение (%) Слуховое восприятие неречевых звуков 37,562,5 Зрительная память 2575 Вербальная память -100 Зрительно-вербальная память 12,587,5 Звуко-слоговая структура слова -100 Чувство ритма 12,587,5 Моторика -100

Исследование состояния функций, влияющих на возможности запоминания стихотворений

Задачи Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его. Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных слов и выражений. Обеспечить запоминание стихотворения. Научить выразительно читать перед слушателями. Воспитывать любовь к поэзии. Цель работы: улучшение возможностей заучивания стихотворных текстов детьми.

Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста

Подбор стихотворного материала Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста 1 – 2 строфы для детей младших и средних групп, несколько больше – для старших. Выбор материала педагогом с учётом лексической темы, возможностей и интересов детей.

Детям нужны хорошие стихи! Будем же им давать наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного!

Предварительная работа Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста Знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию стихотворения (наблюдения, экскурсии, рассказывание, рассматривание объектов, картин, фотографий, игрушек и др.)

Приёмы: -краткая беседа; -показ предмета, игрушки, иллюстрации, близких теме стихотворения; - загадывание загадки; -чтение уже знакомого стихотворения или рассказа по теме или стихотворение этого же автора. Подготовка детей к восприятию стихотворения Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста

Ребёнку старшего дошкольного возраста перед повторным чтением даётся установка на запоминание. Выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза) Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста

Цель: выяснить, понял ли ребёнок содержание стихотворения и обеспечить его усвоение. Беседа по содержанию стихотворения Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста Приёмы: -вопросы по содержанию; -показ иллюстраций, соответствующих содержанию произведения; -объяснение непонятных ребёнку слов, образных выражений; -указания и разъяснения по поводу интонации, темпа, силы голоса.

Беседа по содержанию стихотворения Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста -Игровые упражнения: «Подходит ли иллюстрация к стихотворению?», «Подбери картинку(и) к стихотворению», «Ты скорей найди ответ: было слово или нет?», «Найди и назови слова со звуком…», - Игровые приёмы заучивания.

Чтение стихотворения педагогом (третий раз) Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста способствует целостному восприятию произведения, особенностей его исполнения.

Чтение стихотворения детьми Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста 1. Чтение стихотворения детьми, которые запоминают быстрее (чтобы обеспечить дополнительное прослушивание текста остальными детьми). По ходу чтения допускается подсказ текста педагогом, договаривание строк детьми с места, повторение указаний и разъяснений по поводу характера чтения, поощрение.

Чтение стихотворения детьми Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста 2. Наиболее яркое исполнение в конце занятия (можно вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение и т.д.).

Методы и приёмы заучивания «Подскажи словечко» Домашние животные Мяу! Мяу! – рыжий кот. Он у бабушки… живёт. Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс. Хвост кольцом и чёрный… нос! Му-му-му – мычит корова – Молока даю я … много. Слуховой

«Подскажи слова»; «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори»; Мяу! Мяу! – рыжий кот. Он… у бабушки живёт. Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс. Хвост кольцом… и чёрный нос! Му-му-му – мычит корова – Молока… даю я много. Методы и приёмы заучивания

Игры с мячом «Верни словечко»; «Верни строку (слова)»; «Вопрос – ответ»; повторение строк (двустиший) по очереди.

Методы и приёмы заучивания повторение строк с разной высотой и силой голоса; повторение отдельных строк вместе с педагогом (сопряжённо); чтение по ролям (при наличии диалога).

Методы и приёмы заучивания Дополнительные приёмы для старших дошкольников: «Магнитофончик» Сначала ребёнок слушает педагога. Потом педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый. «Снежный ком» (постепенное увеличение количества строк при их повторении).

Методы и приёмы заучивания Опорные картинки *** Лето, лето, лето! Солнышком согреты И деревья, и кусты И душистые цветы! (Н. Куликовская) Зрительный

Методы и приёмы заучивания ЛЕТО Опорные картинки

Методы и приёмы заучивания Считалочка Раз, два, три, четыре! Дети овощи учили: Лук, морковка, помидор, Но не овощ – мухомор! (Л.Н. Смирнова)

Методы и приёмы заучивания Я мою руки Мыло бывает По цвету разным: Синим, Зеленым, Оранжевым, Красным… Но не пойму, Отчего же всегда Черной-пречерной Бывает вода? М. Яснов мыло

Методы и приёмы заучивания *** Это мак, Это кот, Это мяч, Это сок, Это ты, Это я, Это мама моя. (Из альбома Батяевой С.В.) Опорные сюжетные картинки

Мнемотаблицы Методы и приёмы заучивания Весна К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно, очень тёплые Ноги у весны. (И. Токмакова)

Мнемотаблицы Методы и приёмы заучивания Космонавт В тёмном небе звёзды светят Космонавт летит в ракете. День летит, и ночь летит, И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря; Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. (В. Степанов)

Опорные зрительные сигналы (палочки, фишки и др.). Методы и приёмы заучивания Метели Гудели метели, Над нами, пыля. Одели метели, Одели метели Долины, поля…

Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки) Дополнительный приём для старших дошкольников: Методы и приёмы заучивания НСТКСГТИ НСТКСГТИ ВЕСНА Не шумит уж злая вьюга, Стала ночь короче дня, Теплый ветер дует с юга, Капли падают звеня. Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая, И ручьями слезы льет. Г. Ладонщиков.

Методы и приёмы заучивания Упражнения с движениями Отхлопывание (отстукивание, протаптывание, отбивание мячом и т.д.) ритма стихотворения. Сопровождение чтения стихотворения движениями. Придумывание детьми движений к тексту. Двигательный

Методы и приёмы заучивания Сапожки Нарядили ножки Имитация надевания сапожек. В новые сапожки. Вы шагайте, ножки, Топать на месте. Прямо по дорожке. Вытянуть руки вперёд. Вы шагайте, топайте, Топать на месте. По лужам не шлёпайте, «Погрозить» пальчиком правой руки. В грязь не заходите, «Погрозить» пальчиком правой руки. Сапожки берегите! Наклониться и показать сапожки двумя руками.

Методы и приёмы заучивания Осень Берёзы косы расплели, В ладоши клёны хлопали. Ветра холодные пришли И тополя затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как будто меньше стали. Всё присмирело, съёжилось, Поникло, пожелтело. Лишь ёлочка пригожая К зиме похорошела. М. Садовская

Методы и приёмы заучивания Дополнительные приёмы для старших дошкольников: «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»). «Собери (разбери) бусы». «Сложи пирамидку». «Выложи счётные палочки». «Положи камешки на полоску». «Узелки на верёвке». Двигательный

Методы и приёмы заучивания Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т.д.

Методы и приёмы заучивания *** Карандашик я найду, Ду-ду-ду, ду-ду-ду. Я листочек обведу, Ду-ду-ду, ду-ду-ду. Мой листочек небольшой, Ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ветер, ветер, ты не дуй, Дуй-дуй-дуй, дуй-дуй-дуй! Ты, листок, не улетай, Ай-ай-ай, ай-ай-ай! (Л.Н. Смирнова (с измен.))

Методы и приёмы заучивания «Перескажи стихотворение своими словами». Возможны разнообразные варианты применения этого метода, в том числе, в сочетании со зрительным. Логический (в подготовительной к школе группе)

Результаты работы Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени вызывали интерес и эмоциональный отклик у детей. При этом наиболее эффективными оказывались те, которые соответствовали индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминали стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу (2 ребёнка). Для остальных детей ведущим оказался зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, использовался как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствовал более качественному запоминанию текста.

Результаты работы В результате проведённой работы дети успешно выучили все предложенные стихотворения. Обследование функций, влияющих на возможности запоминания стихотворений, показало улучшение их состояния у всех детей, что отражено в «Картах психического развития».

Литература Бакаева М.Н., Ладная С.М. Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор // «Логопед», 2011 г.; М.Н.Ладная С.М. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. - М., 2011; Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981; Валуева Л.А. Как учить стихи с ребёнком? Гнедой Л.Н. Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений. Научно-практическая статья. Социальная сеть работников образования nsportal.ru;Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Литература Колокольцева Е.В. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками. naniya_stihov.pdf; naniya_stihov.pdf Милютина Р.В. Разучивание стихов с детьми с ОНР. stihotvoreniy.html; stihotvoreniy.html Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе для детей с ОНР. – С- Пб.,2004; Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя группа логопедическая группа. - СПб., 2010; Селивёрстов В.И. речевые игры с детьми. - М.,1994, Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР. - М., 2006;

Литература Фатихова Л.Ф. Обучение дошкольников с задержкой психического развития заучиванию стихотворений. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Локтарёв В.К. методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977; Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки «Л», «Ль», «Р», «Рь». – М.: Владос, 2005.