АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ
История Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко - римского мира и Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
- ранневизантийский (V--VIII.вв.); - средневизантийский (VIII--XIII вв.); - поздневизантийский (XIII--XV вв.). История архитектуры Византии делится на три периода:
Ранневизантийский период. Уже с первых дней своего существования Византия, стараясь превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, начала украшаться величественными сооружениями и всяческими произведениями искусства, для исполнения которых в этот город отовсюду стекались лучшие художники. Достигнув полного своего расцвета в первой половине VI века, при Юстиниане, Византийское искусство испытывало подъём до начала XIII века и только по занятии Константинополя латинянами стало приходить в упадок. В этот долгий период времени оно создало много замечательных памятников, как в столице, так и в областях Восточной империи, оказало существенное влияние на развитие искусства Армении, России, самой Италии и далёкой Франции ; и в арабском, и в турецком искусстве слышны византийские отголоски и мотивы.
Поскольку купола делались сравнительно небольших размеров, распор в основном погашался цилиндром барабана. Распор сводов уширенных ветвей креста частично уравновешивался сводами малых нефов, частично передавался на стены, которые делались достаточно массивными и из плотного материала (кирпич, камень), на прочном растворе из известняка и цемента. В церковном зодчестве Византии возобладали две архитектурные формы: базы личная и крестово-купольная.
Храм базилика
Базилика Сант - Аполлинаре Нуово в Равенне. Нач.6 в.
Базилика Сант - Аполлинаре Нуово в Равенне. Нач.6 в Интерьер.
Крестово - купольный храм.
Наиболее грандиозный крестово-купольный храм - знаменитый собор Сан-Марко в Венеции (XI в.), построенный по византийскому образцу с использованием вывезенных из Константинополя деталей. Его усложненная композиция представляет собой крестообразную структуру, в которой как бы объединены пять самостоятельных крестово-купольных систем с пятью куполами в средокрестиях. Центральный купол господствует над другими благодаря большим размерам и лучшей освещенности.
Вершиной развития арочно - сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами Анфимием и Исидором в гг., в правление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества.
Храм Святой Софии в Константинополе
Храм Святой Софии в Константинополе. Интерьер
Средневизантийский период. Средне-византийский период истории и культуры завершается захватом Константинополя крестоносцами - участниками 4-го крестового похода - в После этого потрясения Византия так и не смогла полностью восстановить свои силы, но в вв. на Балканах было построено немало церквей. Обычно они невелики по размерам и при небольших различиях в плане, как правило, имеют купол, поднятый на высокий барабан, так что здание кажется похожим на башенку. В 1453 Константинополь был захвачен турками и его тысячелетняя история закончилась. В течение тысячи лет влияние византийской культуры распространялось на огромной территории, и 1453 не стал моментом ее гибели; начался новый период в истории существования византийской культуры, называемый пост византийским, когда художественные импульсы, источником которых было некогда искусство Константинополя, получили свое развитие на Балканах, Кипре, в России.
Поздневизантийский период. Третий же период (XII-XIV вв.) (поздневизантийский) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. После 1204 на территориях, входивших некогда в пределы Византии, образовались несколько государств, латинских и греческих. Наиболее значительным среди греческих была малоазийская Никейская империя, чьи государи возглавили борьбу за воссоздание Византии. С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь (1261) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским ( ).
16-17 столетия выделяют в так называемый пост византийский период, когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры, чьим оплотом стали монастыри Афона.