Лекция 5 Классификация психодиагностических методов Лектор: Сахарова В.Г.
План: 1. Классификации методов по Й.Шванцаре; 2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову; 3. Характеристика основных методов психодиагностики; 4. Понятие о профессиональных и любительских тестах
Классификации методов по Й.Шванцаре
вербальные; невербальные; манипуляционные; тесты «бумаги и карандаша»
тесты с «правильным» решением ; тесты с возможностью различных ответов
а) интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; б) экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
в) проективные: испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на мало структурированные, многозначные стимулы; г) исполнительные: испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт
Классификация психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
стандартизованные, нестандартизированные
а) обще диагностические (тесты личности, тесты общего интеллекта); б) тесты профессиональной пригодности; в) тесты специальных способностей г) тесты достижений;
а) бланковые; б) предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера); в) аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания )
индивидуальные ; групповые
устные ; письменные
- тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);
- тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;
-смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения
изолированные тесты ; тестовые наборы (батареи);
тесты с предписанными ответами,; тесты со свободными ответами
тесты личности ; интеллектуальные тесты
- вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.); - невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями)
Характеристика основных методов психодиагностики
Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий
Тесты вербальные – тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т.е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме; Результаты вербальных тестов зависят от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности
1) тесты интеллекта; 2) тесты специальных способностей; 3) тесты достижений
Тесты практические – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями Пример: прогрессивные матрицы Равена
Тесты групповые – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально- психологических особенностей групп; Групповые тесты в основном бланковые
Особенности применения: 1) жесткая регламентация процедуры; 2) краткая инструкция, не требующая дополнительного объяснения; 3) строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого; 4) количество испытуемых – человек
Тесты интеллекта: Интеллект – это интегративная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира
Тесты специальных способностей – группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации; Примеры: тесты музыкальных, математических, психомоторных способностей
Тесты личности – группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности; Примеры: 1) личностные опросники; 2) любые методики, направленные на диагностику эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида
Тесты результативности – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания; Скорость не учитывается либо имеет вспомогательный характер
Тесты скорости – тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач; Примеры: 1) корректурная проба; 2) большинство тестов интеллекта, тестов достижений
Опросники – это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью; Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники
Опросники-анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения у его личностным особенностям; Например: биографические опросники – группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека (уровень и характер образования, специальные навыки и другие относительно объективные показатели)
Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности. Недостатки личностных опросников: - возможность фальсификации ответов; -низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых; -различия в понимании вопросов
Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по степени выраженности черт; Пример: 16-факторный опросник Р. Кеттелла 16PF
Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности; Примеры 1) личностные опросники Айзенка; 2) MMPI – Миннесотский многофакторный личностный опросник
Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора «социальной желательности». Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы
Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач – определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и валидность; Например: бланк профессиональных интересов Э. Стронга
Опросники ценности близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов; Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок. Используются в основном в социально- психологических и социологических исследованиях
Любительские и профессиональные тесты
Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкцией, стимульным материалом (заданием, алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении, какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, ее организации и закономерностей
Любительские тесты отражают наиболее общие, наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в обращении; Вместе с тем они выявляют самые общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие; Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на глубинную коррекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задуматься
Спасибо за внимание!