ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ВОТ ОН СИДИТ ПЕРЕД НАМИ, ВЗГЛЯНИТЕ СЖАЛСЯ ПРУЖИНОЙ, ОТЧАЯЛСЯ ОН. С МИРОМ ОБОРВАНЫ ТОНКИЕ НИТИ СЛОВНО СТЕНА БЕЗ ДВЕРЕЙ И ОКОН. ВОТ ОНИ, ГЛАВНЫЕ ИСТИНЫ ЭТИ: ПОЗДНО ЗАМЕТИЛИ... ПОЗДНО УЧЛИ.. НЕТ!!! НЕ РОЖДАЮТСЯ ТРУДНЫМИ ДЕТИ! ПРОСТО ИМ ВОВРЕМЯ НЕ ПОМОГЛИ. С.ДАВИДОВИЧ
РИСКИ, КОТОРЫМ ПОДВЕРЖЕН ЛЮБОЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ Плохое здоровье Проблемы в семье Социальная незащищенность Неблагоприятное влияние «улицы» Неясность будущего
ТИПОЛОГИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ТРУДНОСТЯМ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ Одаренные дети Слабо обучаемые дети Больные дети (со слабым здоровьем) Дети из проблемных семей Педагогически запущенные дети
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Несовершенство методов преподавания Отсутствие позитивного контакта с педагогом Отсутствие учебно-познавательной мотивации Одаренность в какой-либо области Несформированность мыслительных процессов, задержка психического развития
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье попустительское отношение родителей к воспитанию детей жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств) индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков
СЛАБАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ СЛАБАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ Нарушение мотивации к обучению. Избегание неуспехов в школе формируют искаженные в морально-нравственном аспекте формы поведения. Это те дети, которые не получили своевременной помощи со стороны педагогов и особенно от собственных родителей
ПЕДАГОГИЧЕСКИ – ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ -здоровые, потенциально – полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, проблемы, отклонения в деятельности, поведении. дети с нарушениями в сфере общения дети с отставанием своего развития от собственных возможностей дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные) Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные)
СОЦИАЛЬНО - ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ - дети, которые отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках. Дети из неполных семей, курящие дети Циники, вожаки, нарушающие порядок и правило по убеждению Аффективные дети Неустойчивые дети, не имеющие твердых моральных убеждений
СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ - дети, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, в результате факторов риска: экономических (низкий уровень жизни); экономических (неблагоприятная среда обитания); медицинских (болезни, алкоголизм, отклонения в развитии); психологических (конфликтность отношений, в группах, деформированность мотивации); криминогенных (влияние преступных групп).
ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ ИМЕЮТ ТРИ МОМЕНТА: В общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ТРУДНОГО» ПОДРОСТКА ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ТРУДНОГО» ПОДРОСТКА 1. Диалог – совместное принятие решения 2. Учет интересов ребёнка 3. Привлечение родителей к решению проблемы 4. Консультации специалиста 5. Толерантность учителей – предметников 6. Создание положительного психологического климата вокруг ученика 7. Воспитание успехом 8. Организация труда учащегося на уроке и во внеурочное время.
НА ЧЁМ СТРОИТСЯ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ: 1-й закон: ученики выбирают определённое поведение в определённых ситуациях: Право выбора вести себя так или иначе должно быть признано учителем за каждым из учеников.
2 –Й ЗАКОН: ЛЮБОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКА ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДЧИНЕНО ОБЩЕЙ ЦЕЛИ – ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПРИОБЩЁННЫМ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ. 1. Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность ) 2. Строить и поддерживать Приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность) 3. Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности)
3-Й ЗАКОН: НАРУШАЯ ДИСЦИПЛИНУ, УЧЕНИК ОСОЗНАЁТ, ЧТО ВЕДЁТ СЕБЯ НЕПРАВИЛЬНО, НО ЗА ЭТИМ НАРУШЕНИЕМ СТОИТ ОДНА ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЦЕЛЕЙ: Привлечение внимания: ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание учителя они всё время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам понимать учителя. Месть : Для некоторых учеников главной целью присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Желание иметь власть: Важно быть главными. Часто демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» Избегание неудачи: Боятся повторить ситуацию поражения, неудачи, что предпочитаю вообще ничего не делать.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ВЗРОСЛОГО В СИТУАЦИИ КОНФРОНТАЦИИ: Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках ( поведении), а не на личности ребёнка. Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках ( поведении), а не на личности ребёнка. Мы должны быть твёрдыми в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его : « то, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе». Эта установка как бы декларирует вашу веру в то, что ваши дети могут вести себя как следует.
ЗАЙМИТЕСЬ СВОИМИ НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ. ПРАВИЛО 2. ЗАЙМИТЕСЬ СВОИМИ НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ. Контролируйте свои отрицательные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим детям, тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ребёнка вести себя плохо, даём ему очевидное оправдание.
НЕ УСИЛИВАЙТЕ НАПРЯЖЕНИЕ СИТУАЦИИ. ПРАВИЛО 3. НЕ УСИЛИВАЙТЕ НАПРЯЖЕНИЕ СИТУАЦИИ. Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации: повышаем голос; произносим фразу типа: «взрослый здесь пока я»; оставляю последнее слово за собой; начинаем кричать; используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения.
ОБСУДИТЕ ПОСТУПОК ПОЗЖЕ. ПРАВИЛО 4. ОБСУДИТЕ ПОСТУПОК ПОЗЖЕ. Поговорить о некрасивом поведении ребёнка или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент когда, вы оба - и взрослый, и ребёнок – возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно.
Наибольшая польза от этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем эмоциям брать вверх над разумом, то и дети позволяют себе это.
Выводы: Создание адекватных условий для развития ребенка в семье и образовательном учреждении. Психолого-педагогическое медико- социальное сопровождение развития ребенка, находящегося в зоне риска. Комплексный подход к решению проблем ребенка.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ РАЗВИТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Укрепление физического и психического здоровья
ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!